Валерия выпустила абсолютно цельный альбом, какого у нее не было со времен «Страны любви» 2003 года, сделанного с Дробышем.
Но тогда это был сборник бронебойных поп-шлягеров, доказывавший слушателям актуальность и хитовость Валерии даже рядом с тин-попом. Теперь — сборник разноплановых «взрослых» песен, рассуждающих о перипетиях женской судьбы. Такой же взрослый альбом, без оглядки на моду, был у Аллы Пугачевой в 1995 году под названием «Не делайте мне больно, господа».
Если на предыдущем альбоме «По серпантину» Валерия и Пригожин нащупывали, как позиционировать певицу на новом творческом этапе — заигрывали с шансоном, искали выгодно выглядящие дуэты, новых авторов, - то теперь все найдено. Главная тема — женские судьбы. Аранжировки могут быть непритязательными, формальными, потому что на первое место вышло слово, образ, переживания.
Никогда еще Валерия не была столь гибкой и многогранной. Когда еще у Валерии были такие жалобные и просящие интонации, такой речитатив, как в феерической «Можно я побуду счастливой»? В верхнем регистре можно считать даже отсылки к знаменитым пугачевским вокализам… Когда еще Валерия пела о взрослых сексуальных переживаниях, как в «Тело хочет любви» (она же «Любовь и ложь», тут некоторая путаница) того же Дробыша и Славы? Единственная, кстати, актуальная аранжировка в альбоме.
В пресс-релизе «Океанов» говорится о том, что «альбом можно разобрать на цитаты», и это чистейшая правда! Тексты такого класса, что не грех и разобрать на цитаты. «Мы боимся любить» и «Формула счастья — вместе» от М.Гуцериева, «Можно я побуду счастливой, даже если не заслужила?» и «Жизнь такая, как есть» от Н.Касимцевой, «Сильные женщины тоже плачут» от А.Александрова… Примеров тьма. Филигранная работа с текстами, абсолютное понимание их значимости для целевой аудитории.
Общим местом критики в адрес Валерии всегда была некоторая «пластмассовость», недоискренность в вокале. На самом деле, это общее место по отношению ко многим выпускникам Гнесинки, родовой примат чистой ноты над интонированием. В «Океанах» Валерия сделала существенный рывок к его преодолению, притом ни на йоту не утеряв тех самых чистых нот. По-прежнему это кристально чистые ноты во всех регистрах и мгновенно узнаваемый тембр. А вот палитра интонаций существенно расширилась — моление, горечь, исповедальность, даже плач. Очень хотелось бы услышать баллады под фортепиано, сыгранные самой Валерией в полном одиночестве в студии — уверен, это был бы колоссальный прорыв в той самой искренности.
В профессиональном отношении самый сомнительный трек альбома — дуэт с дочерью Анной «Ты моя». Не умеющую петь гламурную дочку Валерия прикрывает крыльями своей заботы, обволакивает на припевах своими чистейшими нотами, - и все же текст и безусловно искренние чувства вытягивают песню до уровня всего альбома.
Важнее другое. Альбом «Океаны» стал многоплановым лирическим монологом Валерии, какового не было аж со времен начала карьеры. Радиохитов тут почти нет, но выкристаллизован дальнейший путь певицы — задушевные песни о женской доле, житейские зарисовки, фразы не в бровь, а в глаз, надолго остающиеся в памяти слушателя. Это достойный и респектабельный вектор развития.
Хотя и аранжировки нехудо бы делать поизящней, а в буклете указывать не только авторов песен, но музыкантов и аранжировщиков тоже. Они, право, достойны.
Поделитесь с друзьями: