Сергей Танеев (1856-1915)
Имя этого великого музыканта и педагога ныне редко упоминается, но при более пристальном рассмотрении вызывает к себе подлинное уважение. Он не стал знаменит как композитор, однако всю свою жизнь посвятил Московской консерватории, воспитал таких бесспорно выдающихся музыкантов, как С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Р. Глиэр, К. Игумнов и других. Ученик П. Чайковского, С. Танеев создал целую школу, которая отличала российских и советских композиторов от композиторов всего мира. Все его ученики продолжали-традиции танеевского симфонизма. Многие знаменитые люди рубежа XIX и XX веков, как, например, Лев Толстой, называли его своим другом и почитали за честь общаться с ним.
Танеева можно сравнить с Сократом, который, не написав серьезных философских сочинений, оставил после себя многочисленных учеников.
Сергей Иванович Танеев родился 25 ноября 1856 года в городе Владимире. Его отец Иван Ильич Танеев был высокообразованным человеком, за девять лет закончившим три факультета — словесный, математический и медицинский. Он увлекался литературой, сам писал пьесы и поэмы, был магистром словесности и музыкантом-любителем. Мать Варвара Павловна, весьма образованная женщина, владела французским языком, играла на фортепиано, вышивала, неплохо рисовала.
В семье Танеевых было шестеро детей — пятеро сыновей и дочь, трое из них умерли. Сергей был младшим из оставшихся в живых троих сыновей. Семья не могла похвастаться большим доходом, но отец и мать старались поддерживать в детях должный культурный уровень. У Танеевых было принято, чтобы все приветствия и благодарности произносились на трех языках — французском, немецком и латинском. Отец поощрял любовь детей к чтению, театру. Очень часто в доме устраивались домашние спектакли. Рады были Танеевы и появлению в доме людей, общение с которыми могло благоприятно повлиять на детей. Дом всегда был полон гостей, в первую очередь — музыкантов. Случалось принимать и знаменитостей. Однажды, например, к Танеевым на несколько дней приезжал писатель М. Салтьжов-Щедрин. Знакомы Танеевы были и с Герценом, который находился в 1838—1840 годах во Владимире в ссылке.
В 1866 году Танеевы переехали в Москву, и Сергей поступил в гимназию. Одновременно мальчика приняли в число учеников только что открывшейся Московской консерватории. Молодой профессор П. Чайковский, недавно закончивший Петербургскую консерваторию, на открытии Московской консерватории высказал пожелание, чтобы воспитанники «выходили из заведения людьми, для которых существует один интерес — интерес искусства, которые добиваются одной славы — славы честного художника». Эти слова Сергей запомнил на всю жизнь. Проучившись в консерватории девять лет, он поначалу занимался в фортепианном классе преподавателя Э. Лангера, у него же изучал и теорию музыки. Занятия проходили довольно интересно. Одновременно с 10-летним Сергеем науку проходил 27-летний певец с хорошим голосом, но весьма посредственными способностями. И если маленькому Сереже знания давались легко, то великовозрастный соученик постоянно жаловался, что не может ничего взять в толк. Во время обучения в консерватории Сергей Танеев близко познал музыкальную и театральную жизнь Москвы, познакомился со многими интересными людьми. Фортепианную игру он постигал под руководством Н. Рубинштейна, композицию — П. Чайковского. Весьма высоко отзывался о способностях молодого Танеева Н. Рубинштейн: «Танеев,— говорил он,— принадлежит к числу весьма немногих избранных, он будет великолепный пианист и прекрасный композитор». А от Рубинштейна мало кто из учеников дожидался похвалы — чаще они попадали ему под горячую руку! Многое дало Танееву общение с Чайковским. От великого композитора он перенял некоторые приемы стилистического письма. Запомнил и его слова: «Работать нужно всегда,—говорил автор «Лебединого озера».—Для творчества недостаточно одного вдохновения, нужен прежде всего труд, труд и труд».
После окончания в 1875 году консерватории с золотой медалью Сергей Танеев отправился в Париж, чтобы познакомиться с памятниками искусства и архитектуры и цветом творческой интеллигенции Европы. В Париже он снял небольшую комнатку с фортепиано недалеко от кинотеатра «Одеон». Желая совместить приятное с полезным, он 4—5 часов в день посвящал фортепианной игре, а остальное время — прогулкам по городу.
Каждый четверг Танеев бывал в гостях у Полины Виардо, где познакомился с Тургеневым (знаменитому писателю в это время было 58 лет, а Танееву — всего 20), композитором Гуно, писателем Флобером и другими представителями французской интеллигенции. Бывал Танеев дома у Сен-Санса, где исполнял Первый фортепианный концерт Чайковского, и на домашнем вечере у Клэра, исполнив концерт Моцарта. Однако такие выступления не считались публичными. Танеев полагал, что должен вернуться домой музыкантом с настоящим, большим репертуаром, а до того с публичными выступлениями нужно повременить.
В Париже Танеев продолжал переписываться с Чайковским. Всего во французской столице он прожил восемь месяцев. Последний из них целиком посвятил осмотру и изучению музея в Лувре. Когда он уезжал, в его записной книжке значилось интересное замечание: «Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу тогда быть: а) пианистом, б) композитором, с) образованным человеком».
С 1878 года С.Танеев стал работать в Московской консерватории. Преподавательская деятельность поглотила его, он стал уделять ей большое внимание, проработав в консерватории до 1905 года. С. Танеев добивался повышения профессионального уровня студентов, создал композиторскую школу, а также воспитал многих музыковедов, дирижеров и пианистов. С 1881 года Танеев стал профессором, в 1885—1889 годах был директором консерватории. Далее он передал эти обязанности своему преемнику В. Сафонову, а сам сосредоточился на преподавательской деятельности.
Танеев подружился со Львом Толстым. Несколько летних месяцев в 1895 и 1896 годах композитор провел в Ясной Поляне, где жил и работал в специально отведенном для него флигеле. Кроме страсти ко взаимному общению, Танеева и Толстого роднило увлечение шахматами. Условия поединков были такими: если проигрывал композитор, он должен был что-то исполнить на рояле, если Лев Толстой — он читал вслух какое-нибудь свое произведение. Дружеские отношения композитора и писателя не прерывались и зимой: Танеев часто посещал Толстых в их московском доме в Хамовниках, катался с писателем в саду на коньках.
Танеев продолжал дружить и с Чайковским. Именно поэтому после смерти Петра Ильича он счел возможным завершить его вокальный дуэт «Ромео и Джульетта», Третий фортепианный концерт, фортепианную пьесу «Экспромт» и другие сочинения. Впрочем, о С. Танееве Чайковский еще в 1893 году говорил: «Это лучший контрапунктист в России, да не знаю, найдется ли такой на Западе».
В 1905 году в знак протеста против консервативных методов руководства Танеев покинул консерваторию, куда, несмотря на просьбу профессоров и студентов, он так и не вернулся.
Н. Римский-Корсаков, узнав об уходе Танеева из консерватории, прислал ему сочувственную телеграмму, в которой, однако, воздержался от прямых призывов вернуться.
После ухода из консерватории Танеев продолжал заниматься с учениками безвозмездно, частным образом. Он считал, что оплата мешает строгому отбору учеников. Впрочем, однажды он взял крупную сумму от богатого отца одного из учеников, чтобы тут же передать ее бедному ученику. К этому времени он был очень известным музыкантом. Концерты приносили ему большие гонорары. Дарили Танееву букеты и лавровые венки. Все его хозяйство тогда вела Пелагея Васильевна Чижова, простая женщина, которая сетовала на то, что Сергей Иванович в быту «словно дитя малое».
С этой женщиной связаны некоторые забавные моменты. Так, когда в хозяйстве кончался лавровый лист, она говорила Сергею Ивановичу: «Вы бы в концерте поиграли, а то лавровый лист подходит к концу». Пелагея Васильевна считала своим долгом посещать классические концерты, на которых исполнялись сочинения Сергея Ивановича. Однажды Танеев сказал, что его Квартет будут играть в первом отделении. Пелагея Васильевна в назначенный день отправилась на концерт, но программу изменили, и Пелагея Васильевна, не разобравшись, послушно отсидела первое отделение и отправилась домой. Когда вернулся Сергей Иванович, он принялся безудержно хохотать и долго еще подтрунивал над ней.
Раз в месяц в ресторане «Эрмитаж», устраивались «Академические обеды». По сути, это был кружок передовых людей того времени. Кроме С. Танеева, ресторан «Эрмитаж» посещали А. Столетов, К. Тимирязев, И. Сеченов, медик В. Сербский, писатель М. Салтыков-Щедрин и другие. Обеды устраивал Владимир Иванович Танеев, старший брат композитора.
Танеев был одним из основателей и педагогов Народной консерватории (1906 год), одним из учредителей и активных членов общества «Музыкально-теоретическая библиотека» (1908), участвовал в работе пречистенских курсов для рабочих. Известен он и как большой энтузиаст-фольклорист. Он сделал обработки 27 украинских песен, гармонизировал 8 малорусских песен из собрания Н. Янчука. В 1885 году он предпринял путешествие по Сванетии (горная Грузия) после которого написал музыкальное исследование «О музыке горских татар».
Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Но излишнее увлечение полифонией приводило порой к рационализму, излишней рассудочности. Его единственная опера, трилогия «Орестея» по античному сюжету Эсхила (1894), посвящена философско-нравственной тематике. Особое значение в творчестве Танеева приобрели камерные произведения — трио, квартеты, квинтеты и другие произведения. По сути, он возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIII веков жанр — хоры a capella, написав более 40 хоров.
Танеев развил многие музыкальные теории, создал уникальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889— 1906) и его продолжение «Учение о каноне» (конец 90-х—1915). Каждый художник, отдав жизнь искусству, мечтает, чтобы его имя не было забыто потомками. В последние годы жизни Танеев сильно переживал, что мало написал произведений, которые рождены были бы вдохновением, хотя писал много и интенсивно. С 1905 по 1915 год он написал несколько хоровых и вокальных циклов, камерно-инструментальных произведений. И в то же время он чувствовал себя одиноким: один за другим уходили из жизни его ученики и друзья. Умерла и «простая душа» Пелагея Чижова.
14 апреля 1915 года скончался А. Скрябин. Похороны пианиста и композитора проходили в холодную, сырую погоду. С. Танеев пришел на прощание с другом легко одетым, сильно простудился, и болезнь дала осложнение на сердце. По настоянию врача он переехал в свое имение в деревню Дютько-во. Так и не оправившись от простуды, С. Танеев умер 6 июня 1915 года. В 1937 году останки композитора перезахоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Где самые дешевые кондиционеры в москве с установкой. | Люфт рулевой рейки рулевые рейки продажа купить | уреаплазма 10 4