Темп
Темпом называется скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа. Приведем некоторые из основных терминов, относящихся
Дебюсси часто пользовался французскими обозначениями, Шуман — немецкими.
В ряде советских изданий использованы русские обозначения.
Медленные темпы:
Adagio — медленно
Largo — широко
Lento — протяжно
Grave — тяжело
Умеренные темпы:
Andante — не спеша
Moderate — умеренно
Sostenuto — сдержанно
Быстрые темпы:
Allegro — скоро
Vivo (vivace) — живо
Presto — быстро
Иногда используются термины, производные от основных. Так, Adagietto, Larghetto, Allegretto означают те же темпы, что и основные, от которых они произведены, но с оттенком несколько меньшей меры:
Allegretto — не очень скоро, оживленно
Adagietto — не очень медленно
Larghetto — широко, но не очень
Так же относится к основному и производный термин Andantino — подвижнее, чем Andante. Производными являются и термины Vivacissimo, Prestissimo, означающие превосходную степень от основных.
Иногда в обозначении темпа участвуют сразу два термина, как, например, Allegro moderato (умеренно скоро).
Для постепенного изменения темпа используются следующие обозначения:
ritenuto — задерживая
ritardando — запаздывая
allargando — расширяя
rallentando — замедляя
accelerando — ускоряя
stringendo — ускоряя
stretto — сжимая
Возможна и резкая смена темпа, например: Doppio movimento — вдвое быстрее.
При возвращении прежнего темпа ставятся обозначения:
a tempo — в темпе
Tempo primo или Tempo I — первоначальный темп
Listesso tempo — прежний темп
Однако все эти темповые обозначения весьма относительны.
Если автор или редактор хотят указать точный темп исполнения, они указывают темп по метроному. Современный метроном был изобретен И. Н. Мельцелем в 1816 году. Он основан на принципе маятника, который качается под действием часового механизма тем быстрее, чем ближе грузик к его оси, и тем медленнее, чем дальше грузик от оси маятника.
Метроном представляет собой пирамидообразную коробку, к нижней части которой прикреплен маятник, качающийся в вертикальной плоскости. В этой плоскости, параллельной маятнику, помещена шкала, цифры которой указывают, сколько ударов в минуту делает при качании маятник. В нотной записи метроном обозначается либо полно, либо сокращенно. В старых изданиях используется первая система обозначения (М. М. — метроном Мельцеля), в новых — вторая. Иногда автор или редактор в конце произведения указывает, сколько времени оно должно длиться.
Метроном при исполнении произведения никогда не используется, а используется лишь при черновой работе, при разучивании.
В исполнительской практике метроном не может быть использован еще и потому, что исполнитель почти всегда отступает в ту или другую сторону от точного темпа, в целях выделения той или иной фразы, мотива, то есть использует отклонения от темпа в художественных целях.
Это есть одно из проявлений зонной природы ритма, подобной аналогичному явлению в звуковысотных соотношениях, о чем говорилось выше.
Такие отклонения от темпа называются агогикой. Слово «агогика» переводится с древнегреческого языка примерно как «ведение», «увод», «унесение».
Связанные с фразировкой и максимально выразительным исполнением, агогические отклонения часто действуют в сочетании с изменениями динамики. Так, например, crescendo нередко связывается с небольшим ускорением, diminuendo — с небольшим замедлением темпа.
Эти небольшие агогические изменения темпа должны в целом уравновешивать друг друга: в противном случае они грозят искажением авторского замысла и послужат не выразительности исполнения, а безвкусице. Некоторые агогические отклонения могут, однако, фиксироваться в авторском тексте при помощи различных терминов. Кроме этих терминов иногда используются и непосредственно относящиеся к агогическим отклонениям:
nieno mosso — менее подвижно
rubato (сокращенно от tempo rubato что в буквальном переводе означает — «похищенное время») — более свободное в метроритмическом отношении исполнение
a piacere — по желанию
con moto — с движением
non tanto — не очень
molto — очень
assai — весьма
Значение темпа в музыке необычайно велико. Одно и то же произведение, исполненное значительно скорее или значительно медленнее, чем задумано композитором, может быть воспринято совершенно по-другому. Кроме того, большинство терминов, относящийся к темпу, одновременно указывают и на характер исполнениi.
Так, например, Allegro (скоро) одновременно означало в музыке прошлого и «весело». Перевод термина Largo (широко) одинаково относится и к темпу, и к характеру исполнения и т. п.
Теория музыки в основных разделах:
Общие положения
Понятие звука
Темп
Ритм
Группировка длительностей
Интервал
Размер и такт
Общие сведения о ладе
Тональность
Диатоника