Ференц Лист (1811 – 1886 гг.)
Ференц Лист был пианистом виртуозом, композитором и романтичным художником. Его помнят сегодня, главным образом, за его важный вклад в технику фортепьяно и музыкальный репертуар.
Вундеркинд, молодой Лист совершил поездку по Европе под руководством своего отца, хвастаясь своим удивительным талантом пианиста. Используя свои собственные музыкальные композиции и фантазии виртуоза, основанные на современных операх, Лист взял Европу, Россию и Турцию штурмом как солист. После достижения самых высоких верст общества и получения одобрения от аристократии в каждой европейской нации, Лист резко бросил напряженную жизнь странствующего концертирующего художника и успокоился в 37 лет.
Период, который следовал, был очень плодотворным для Листа. Он экстенсивно пересмотрел многие из его более ранних работ для фортепьяно, чтобы дать им больше музыкальной и поэтической глубины, в процессе он часто сокращал их технические требования. Он также принялся за работу в ряде новых и главных композиций, включая Сонату в си минор для фортепьяно и симфоний, вдохновленных Фаустом Гёте и Божественной Комедией Данте. Наконец, он ввел новый жанр оркестровой музыки, "симфоническое стихотворение”. Эти работы были расширениями его более ранних работ для фортепьяно, и предназначены, чтобы изобразить поэтическую или драматическую сцену в симфонических тонах. Лист был очень философским человеком, и большая часть его музыки была вдохновлена непосредственно поэтами и авторами, которыми он восхищался, включая Байрона, Гёте, Ламартин и Сенакур.
В течение своей карьеры Лист был очень благосклонен к его поддерживающим музыкантам и работал неустанно, чтобы продвинуть их работу. Среди его самых близких знакомых был Берлиоз, Шопен, Шуманн и Вагнер. Выполняя их музыку в своих подробных описаниях, а также устраивая оркестровые работы для фортепьяно, Лист сделал много, чтобы помочь своим коллегам найти более широкую аудиторию. Он дал большую поддержку Эдварду Гриегу.
Лист никогда не был доволен статусом-кво или простыми продолжениями артистических традиций. Он всегда был на центре деятельности самых прогрессивных тенденций своего времени. Это особенно очевидно в течение заключительного десятилетия его жизни, когда он начал сочинять музыку в почти атональной идиоме. Через расширение тональности к пределу Лист не только сочинял сильно выразительную музыку, но также и предвещал гармонические события 20-ого столетия. Однако он запретил своим студентам играть эти последние работы, боясь, что их прогрессивная природа будет вредить их карьерам.
Он умер в Бейруте, в Германии, окруженный своими поклонниками и студентами, многие из которых стали известными и успешными пианистами в своих собственных поколениях. Листа, прежде всего, помнят сегодня как композитора для фортепьяно. Большинство его работ для фортепьяно находятся в стандартном репертуаре каждого профессионального пианиста.
Среди главных работ Листа:
Фортепьяно
6 Великих Этюдов в честь Паганини
12 Необыкновенных Этюдов
Соната в си миноре
Годы Паломничества
Оперные Фантазии
Фортепьяно и Оркестр
2 Концерта (МИ-БЕМОЛЬ и Майор)
Totentanz (Пляска смерти)
Оркестр
Симфонические Стихи (Гамлет, Прелюдии)
Симфония Фауст
Симфония Данте