Подросток и легкая музыка
Так как же все-таки поступать с поп- и рок-музыкой, модными новинками, привлекающими особое внимание подрост^ ков? Об этом практически нигде не говорится. В методической! литературе, в высказываниях ученых-методистов и педагогов-- музыкантов довольно часто встречается мысль, что слушание модной музыки опасно уже Хотя бы потому, что не способствует воспитанию высоких музыкальных чувств и вкусов, формированию глубоких эстетических переживаний. Ученик испытывает лишь самое примитивное удовольствие на уровне физиологических ощущений. Вот почему, делают вывод методисты с дурными вкусами подростков так или иначе необходим бороться.
Действительно, восприятие модных песен, образцов поп музыки базируется на гедонической (от греческого слова hedone . наслаждение) основе. Но вот вопрос: обязательно ли следует этим бороться?
Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном доме композиторов, Д. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» легкую музыку. И потому учащиеся этих учебных заведений HQ всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо а что плохо. «А ведь они - нормальные люди, - заметил Дмитрий Борисович, - и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна легкая музыка. Скажите, а вам самим не нужна легкая музыка?- обратился композитор к сидящим в зале коллегам?- По-видимому, нужна.
Мы все понимаем, что Бетховен и Мусорский - это великолепнейшие композиторы, их творения - вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!»
Можно по-разному, особенно в наше время, полное плюрализма, относиться к педагогическим сентенциям Кабалевского. Я, например, как уже говорил, не являюсь сторонником его программы по музыке и методов, которыми эта программа повсеместно внедрялась. Однако этим умным и тонким человеком был высказан ряд весьма плодотворных идей, касающихся школьного музыкального образования. И его позиция по отношению к проблеме функционирования легкой музыки в школе представляется вполне обоснованной. Вопрос лишь в том, какого рода легкую музыку целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании и как: в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей, направлений.
Для собственной школьной практики я разработал следующий рациональный путь. Он заключается в параллельном разучивании академического и легкого эстрадного репертуара, отвечающего, однако, требованиям хорошего вкуса. Иначе может получиться так, что, исполняя на уроках или в концертах серьезные сочинения, подростки будут петь «для души» всяческие песенные суррогаты. Вот почему, планируя уроки музыки, составляя репертуарный план школьного хора, я никогда не забываю о необходимости иметь в активе эстрадные - лирические, шуточные, развлекательные - песни, которые учащиеся, наряду с произведениями высоких художественных достоинств, смогли бы спеть дома, разучить со сверстниками.
Мы, преподаватели, иногда недооцениваем способность подростков справедливо судить об истинном, объективном качестве музыкального сочинения. Дело в том, что это качество часто бывает скрыто покровами моды или устоявшимися представлениями. Принято, например, считать шедеврами «Полонез» М. К.Огиньского, песни В.Высоцкого, первую часть «Лунной сонаты» Л.Бетховена, опусы ансамбля «Битлз» - и все. А если я, свободно мыслящий подросток, думаю иначе, - что, за это меня наказывать надо? Вот такое положение.
Возвращаясь к нашей основной теме, связанной с использованием образцов эстрадной музыки в школьной подростковой среде, отмечу одну любопытную деталь, заключающуюся в том, что определить уровень художественности песни легкого жанра иногда помогает сам процесс ее разучивания. Порой за время работы над подобной песней она из-за примитивности как содержания, так и средств выразительности настолько надоедает учащимся, что до ее исполнения «набело» дело попросту не доходит. В одной из московских школ учитель, в ответ на горячие просьбы шестиклассников, начал разучивать с ними шлягер «Я — городская сумасшедшая» из репертуара Маши Распутиной. Само название песни в определенной мере характеризует ее содержание. Тщательно выстраивая интервалы (шлягер был переложен на два голоса), работая над дикцией и чистотой интонирования, учитель вдруг заметил, что лица ребят постепенно мрачнеют. «В чем дело, почему поскучнели?» — задал он провокационный вопрос. «Устали, надоело учить эту чушь», - отвечали ребята. К концу третьего урока всем уже стало ясно, что это не то произведение, на которое следует тратить дорогое учебное время. Так учитель на конкретном примере показал шестиклассникам разницу между художественной песней и шлягером-однодневкой.
Несколько слов о джазе. Этот жанр на уроках в подростковых классах современной общеобразовательной школы вполне может найти свое место. К оценке джазовой музыки, вероятно, тоже следует идти путем внимательного вслушивания, мыслительной работы, художественного анализа.
И все же основой школьной музыкальной работы всегда остается классическая, народная и современная серьезная музыка. Потому что, познав на практике суть высокого музыкального искусства, учащиеся-подростки сумеют лучше разобраться и в многочисленных образцах поп-, рок- и джазовой музыки.
Читайте также другие статьи раздела МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Классическая музыка для малышей
Классическая музыка для дошкольников
Музыкальное развитие детей от 2 до 7 лет
Дети и музыка
Благотворное влияние музыки на развитие ребенка
Музыкальные упражнения для детей
Слушание музыки как основная форма приобщения детей к музыке
Обучение детей музыке. Сольфеджио
Детские песни
Ноты для детей
Музыкальная подготовка детей
Музыка для подростка
Первые музыкальные инструменты ребенка
Как музыка влияет на еще не родившегося ребенка
Недавно услышал Capital Cities Safe and sound. Мелодичная песня.