Минорные тональности
Минорные тональности, как и мажорные, строятся тоже по чистым квинтам:
диезные — вверх
бемольные — вниз
от ля минора как тональности, не имеющей при ключе никаких знаков альтерации (или же по чистым квартам, но тогда, наоборот, диезные тональности будут строиться вниз, а бемоль-ные — вверх от ля минора).
Каждый новый диез в минорных тональностях возникает на II ступени, а новый бемоль — на VI ступени лада. По возникновении (в семизначных тональностях) всех диезов или бемолей на указанных выше ступенях станут, соответственно, появляться в том же порядке уже дубль-диезы или дубль-бемоли.
Всякий очередной по квинтовому ряду минор с диезами непременно строится на доминанте, а с бемолями — на субдоминанте предыдущей тональности.
Ключевые знаки альтерации минорных тональностей располагаются в том же порядке, что и в мажорных тональностях.
Теория музыки в основных разделах:
Общие положения
Понятие звука
Темп
Ритм
Группировка длительностей
Интервал
Размер и такт
Общие сведения о ладе
Тональность
Диатоника