Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Когда душа поет...
<br><br>«И кто его знает...», «Всю-то я вселенную проехал...», «Степь да степь кругом...». Еще совсем недавно эти песни звучали по радио, на телевидении, в концертных залах, сельских клубах, Дворцах культуры. Все знали, что это - визитная карточка знаменитого хора имени Пятницкого. Теперь эти песни знают, помнят и поют лишь люди старшего поколения. <br><br>Знаменитый хор до недавнего времени был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Организован он был в 1910 году из крестьян Рязанской и Смоленской губернии Митрофаном Ефимовичем Пятницким. До этого русскую народную песню знали лишь в узком кругу специалистов. Пятницкий же мечтал, чтобы народная песня звучала со сцены так, как ее поют в народе. <br><br> <br><br>Занимаясь сбором народных песен по деревням,он познакомился с крестьянкой Ариной Колобаевой и ее двумя дочерьми. Был поражен красотой их пения, необыкновенным умением передать в песне сокровенные чувства. Он привез их в Москву вместе с другими деревенскими певцами и организовал публичное выступление созданного им крестьянского хора. Этим наглядно показал, что народные песни достойны звучания с театральных подмостков. <br><br>Становление хора началось в 1911 году, после его концерта 2 марта в Малом зале Дворянского собрания (впоследствии Дома Союзов). <br><br>Рахманинов и Шаляпин, побывавшие на этих концертах, дали не только высокую оценку искусству крестьянских певцов, но и предрекли хору большое будущее. Так благодаря энтузиазму, усилиям и дальновидности Пятницкого народная песня стала составной частью большого искусства. После революции при одобрении и поддержке Ленина концерты крестьянского хора были перенесены на фабрики и заводы. Хор выступал на вокзалах, участвовал в проводах красноармейцев на гражданскую войну. Искусство действительно стало принадлежать народу. <br><br>Песня в деревенском быту, как правило, связана с игрой или обрядом. Сохраняя эту традицию, Пятницкий стремился к «живописному изображению песни», то есть ее инсценировке,театрализации. Хористы были одеты в деревенские костюмы и разыгрывали сценки сельской жизни на фоне декораций. Таким образом песни воспринимались слушателями в той атмосфере, частью которой они являлись. <br><br>«В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великоросов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и других губерний. В программе - <br><br>1. Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов, гуслей, жалеек, лиры. <br><br>2. Былины и исторические песни. <br><br>3. Причитания плакальщиц». <br><br>Вот такая афиша появилась в Москве в 1911 году. <br><br>В репертуаре хора были песни девичьи, любовные, хороводные, шуточные. Собранные Пятницким, они раскрывали слушателям красоту, которую веками создавал и совершенствовал народ, учили ценить его художественный вкус и одаренность, пробуждали патриотические чувства. <br><br>Исполнительское мастерство, энергия Пятницкого подарили массовому городскому жителю незаслуженно забытую народную песню, а главное - утвердили подлинно народный стиль ее исполнения на профессиональной сцене. <br><br>Популярность хора была столь велика, что способствовало возникновению многих самодеятельных народных хоров, которые потом становились профессиональными. Хор Пятницкого объехал десятки стран мира. И где бы он ни выступал, русская песня помогала лучше узнать наш миролюбивый и душевный народ. «Народная песня, - писал М.Е. Пятницкий, - это художественная летопись народной жизни. Только она, увы, вымирает. Ее надо спасать». Этому он и посвятил всю свою жизнь. <br><br> <br><br>После смерти основателя ансамбль возглавляли фольклорист П.А. Казьмин, композитор В.Г. Захаров, пропагандист народной песни П.Г. Ярков. С 1962 года руководителем хора имени Пятницкого становится известный композитор B.C. Левашов. Я был хорошо знаком с Валентином Сергеевичем, часто бывал на его репетициях. В ансамбле тогда было 120 человек, в том числе 60 певцов. Я имел возможность видеть, как бережно, благоговейно относятся участники хора к народной песне, воссозданию сложившегося стиля, традициям, которые были заложены Пятницким. <br><br>- Песня живет в русском народе испокон веков, - говаривал Левашов. - Помните, у Стасова: сваи вколачивают с песней, якорь тянут с песней, солдаты на штурм идут с песней. В народной песне есть все, что трогает душу человека, - широта и задушевность, безудержное веселье и щемящая грусть. Лирика соседствует в ней с эпосом, простота с мудростью. <br><br>Не раз обращались к лучшим образцам русской народной песни выдающиеся композиторы. Песня про волю-волюшку слышится в «Борисе Годунове» Мусоргского и в опере «Садко» Римского-Корсакова. Не раз обращался к народному творчеству и Чайковский. В его первой симфонии использована мелодия плясовой песни «Я посею ли, младенька, цветиков маленько...» <br><br>Однажды, прослушивая вокалистов, Левашов заметил, что «особенность русской народной песни в том, что она требует от певца не только голоса, хорошей вокальной техники, но и глубоких чувств, порожденных любовью к родной стране, ее людям, природе, прошлому, настоящему и будущему. И хотя мы называем их старинными, они вечно юны, волнуют не одно поколение людей...» <br><br>В жизни хора, как в любом живом организме, были за более чем 90 лет со дня его рождения и взлеты, и падения. Кто-то уходил сам, кого-то «уходили». Кто-то искал лучшей жизни - сытой и обеспеченной. Но настоящие певцы народа, влюбленные в свое дело, верящие в силу и магию народной музыки и песни, оставались. <br><br>- Каково ваше мнение о современной музыке? -спросил я как-то у Левашова. <br><br>- Я, как и Пятницкий, считаю, что для русской песни нужна прежде всего мелодия. То, что выдается порой за музыку, представляет собой какофонию, трескучий поток звуков, которым маскируют скудость мысли и отсутствие глубокого чувства, а также низкое мастерство исполнителей. Нынешние ансамбли так похожи друг на друга, что их невозможно различить. А ведь искусство должно быть самобытным. Именно индивидуальная манера исполнения привлекает людей. <br><br>На Площади звезд, что возле Концертного зала «Россия», была заложена именная звезда в честь хора имени Пятницкого. <br><br>Вспоминаю юбилейный концерт этого хора. На сцене голосистые русские красавицы и парни, самозабвенно поющие народные песни. До сих пор звучат у меня в ушах: «Ой, туманы мои, растуманы», «Славное море, священный Байкал». Если вспомнить сказку о живой воде, то она, думается, в этих песнях. <br><br>Хор с достоинством выдержал все катаклизмы последнего десятилетия и не сломался, не предал свои национальные традиции.На своем 90-летии артисты хора подписались под такими словами: «Сберегли, бережем и беречь будем русскую песню, танец и музыку, ибо это одна из основ высокой духовности русского народа». <br><br>Несколько лет назад коллектив принимал участие в фестивале национального искусства в Каннах. Французская пресса с восторгом отзывалась о прославленном хоре. И, что интересно, французы отметили в своих изданиях отсутствие в программе знаменитой «Калинки», но тем не менее русские песни покорили Францию. Хор получил приглашения на гастроли. Надо сказать, что во Франции артисты исполнили шансоны Шарля Азнавура в хоровом варианте, чем удивили и потрясли публику. <br><br>Небезызвестно, что японцы очень любят русскую песню. Во время гастролей по всей Японии хор имени Пятницкого принимали на ура. Причем японцы знают мелодии многих русских песен и подпевали артистам во время концерта. <br><br>Коллектив под руководством Александры Андреевны Пермяковой, заслуженного деятеля искусств России, работает и сегодня плодотворно. При всем засилье иной, модной музыки хор востребован, он гастролирует по всей стране - от Подмосковья до Сибири... Ну а приглашений в зарубежные гастроли очень много: Китай, Япония, Франция, Германия, Индонезия... Русская песня понятна всем, независимо от национальности. <br><br>...Только вот по радио нечасто услышишь сегодня прославленный хор. И на телевидении одни и те же «попсята» и «попсюшки» дергаются в своих «проектах», оттирая великую песню народа. Но помните, мы пели в юности «Эту песню не задушишь, не убьешь»? По другому, правда, поводу пели. Но к творчеству хора Пятницкого слова эти имеют прямое отношение. <br><br>Илья ОКУНЕВ, <br><br>Алина КУДЕЛИНСКАЯ <br><br>Источник: Интернет-журнал "Третий возраст"