Ду́ма — лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI—XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине. Характерные признаки дум По объему дума больше исторических балладных песен, которые, как и с давним дружинным эпосом («Слово о полку Игореве», старинные колядки, былины), имеет генетическую связь. В структуре думы является более или менее выраженные три части: запев («заплачка», как называли кобзари), основной рассказ, окончание. Стихосложение думы неравносложное, астрофичное (без разделения на строфы-куплеты через изменчивость порядка рифмовки), с интонационно-смысловым членением на уступы-тирады, в пении начинается криками «ой», а завершаться «гей-гей».
Своей стихотворной и музыкальной формой думы представляют высшую стадию речитативного стиля, развитого ранее в причитаниях, из которых думы переняли некоторые мотивы и поэтические образы. С причитаниями думы роднит и характер импровизации. Длинные рецитации дум переходят в плавные, меняющеися формы. Каждый кобзарь перенимал от своего учителя образец рецитации в общих чертах и создавал свой отдельный вариант мелодии, под которую рецитует все думы своего репертуара.
Пение дум требует особого таланта и певческой техники (поэтому думы сохранились только среди профессиональных певцов). Доминантный элемент думы — словесный, а не музыкальный, и формируется он в определенной мере импровизационно, поэтому рифмы часто риторические. Рифмы в Д. преимущественно глагольные. В поэтике характерны развернутые отрицательные параллели (чаще всего в запеве), традиционные эпитеты (земля христианская, тихие воды, ясные звезды, мир крещеный, каторга басурманская, тяжкая неволя), тавтологичные высказывания (хлеб-соль, медвяно, январь-мать, пьет-гуляет, богатеи-сребреники, волки-сироманки, турки-янычары), коренословные (пеший-пехотинец, стонет-проквиляе, жить-проживать), разнообразные фигуры поэтического синтаксиса (риторические вопросы, обращения, повторы, инверсия, анафора т.д.), традиционные эпические числа (3,7,40 и др.). Стиль Д. торжественный, возвышенный, чему способствует использование архаизмов (златоглавом, глас, аще, рече, ноге, руке). Эпичность и торжественность Д. усиливается ретардациями — замедлением рассказа через повторение фраз-формул. Д. — это казацкий эпос. Наиболее интенсивно развивались в период борьбы с турками, татарами, поляками и др.
У думы, в отличие от баллад и эпоса других народов, нет ничего фантастического. Древнейшее упоминание о Д. есть в хронике («Анналы», 1587) польского историка С. Сарницкого, древнейший текст Д, найденный в краковском архиве М. Возняком в 20-х годах в сборнике Кондрацкого (1684) «Козак Голота». В научную терминологию название Д. ввел М. Максимович, который, как и М. Цертелева, П. Лукашевич, А. Метли.
Музыкально-стилистические признаки дум Напевы дум состоят из: речитатива на одном звуке в пределах кварты; мелодичного речитатива или семантично-однозначних речитативних напевов; различной длительности мелодичних каденций в конце тирады или ее отрезков, т. н. формули окончаний; вступительной мелодичной формули со слова «гей!», т. н. «заплачки»:
Речитативные напевы, начальные и финальные мелодичные формулы приукрашены, обычно, мелизмами. Ладовую основу большинства дум составляет дорийський лад с повышением IV ступенем, с нижним вступительным тоном (VII) и субквартою (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вступительного тона в доминанте, вследствие чего V ступень выполняет функцию временной тоники. Увеличенное опевание, которое образовалось между ІІІ и IV ступенями, образует специфично «восточный» колорит или передает чувства страданий (по мнению кобзарей «придает жалости»).
Главные темы дум Основными темами дум являлись: турецкая неволя («Невольники», «Плач невольника», «Маруся Богуславка», «Иван Богуславець», «Сокол», «Бегство трех братьев из Азова») рыцарская смерть козака («Иван Коновченко», «Хведир Безродный», «Самарские братья», «Смерть казака на Кодымский долине», «Вдова Сера Ивана») освобождения из неволи и счастливое возвращение к родному краю («Самойло Кошка», «Алексей Попович», «Атаман Матяш старый», «Разговор Днепра с Дунаем») казацкое рыцарство, семейная жизнь и осуждение «богачей-сребреников» («Козак Голота», «Казацкая жизнь», «Ганжа Андыбере») освободительная война Хмельницкого («Хмельницкий и Барабаш», «Кореунська битва», «Поход на Молдавию», «Восстание после Белоцерковского мира», «Смерть Богдана и выбор Юрия Хмельницкого») семейная жизнь («Вдова и три сына», «Сестра и брат», «Прощание казака с семьей»).
Сегодня в интернет можно найти даже необычные товары и услуги. Производство и продажа мебели из поддонов - одна из таких услуг: такая мебель точно придаст неповторимость и домашний комфорт дизайну вашего интерьера.