В истории художественной и культурной жизни России импрессионизм остается до сих пор мало изученным явлением. Однако он был довольно тесно связан с целым рядом историко-культурных процессов и воплощение импрессионистских „красок” легко можно увидеть в позднем творчестве И. Стравинского, Н. Римского - Корсакова, С. Прокофьева, С. Рахманинова, А. Скрябина и других.
Формирование импрессионизма связано с процессами в России, которые всегда направлялись на обновление традиций. Открытию все новых возможностей в искусстве способствовал прогресс, однако открытия обычно сопровождались определенным пересмотром устоявшихся представлений. В художественной среде того времени господствовала некая разочарованность в возможностях человека, и все чаще звучали «призывы» к гармонии человека и природы. Такие идеи были близки импрессионизму.
Очевидно, что основной причиной укрепления в России импрессионизма стал культурный обмен с Францией. В это время он переживал свой расцвет. Взгляды российских композиторов на импрессионизм были разными: восторженными и настороженными, иногда с резкой критикой. Это течение зародилось в Петербурге, и было ориентировано на изысканность, красочность и эстетизм. Истоки импрессионистского начала были уже заметны в сочинениях А. Бородина, М.Глинки, М. Мусорского и многих других. В них присутствовали свойства очень близкие методам колористики и абсолютизации мгновения. Главенствующая роль в формировании таких подходов в русской музыке принадлежит Римскому-Корсакову. Его сочинение «Эстетика музыкального искусства» можно считать программой импрессионизма в России. Кристаллизацию идей автора можно видеть на примере отдельных сцен из таких опер, как «Садко» и «Снегурочка». Черты музыкального течения у композитора обладают довольно глубокими почвенными устоями на основе концентрированного музыкального тематизма в «народном духе».