Вы готовитесь к записи своего альбома. Как правильно спланировать процесс? Сколько песен должно быть на альбоме? Как выбрать студию и определиться с бюджетом?
Еще не так давно ты мог записать лучший альбом всех времен, но без поддержки крупного лейбла он мог так и остаться неуслышанным. Сейчас, когда у большой музыкальной индустрии все меньше силы влияния, лучше всего о твоем музыкальном потенциале говорит хорошая запись. Если ты не приложишь все возможные усилия для того, чтобы написать крутую песню, а потом сделать отличную запись, то все последующие усилия можно считать бессмысленными.
Крупные лейблы и звукозаписывающие компании миллион раз пользовались этим трюком: тратили уйму времени и денег на раскрутку артиста, чьи записи не были особо хороши. Всем известны подобные случаи: весь город обвешан дорогими рекламными стендами, радио и телеэфиры кишат треками исполнителя, а по итогам никакого выхлопа. Разумеется, агрессивный промоушн может сработать на первое время, но если запись плоха, то в конечном итоге исполнителя забудут.
Некоторым музыкантам нравится думать, что если у них в активах возможности мощного промо, то дело сделано. А не приходилось ли вам слышать по радио песни, про которые вы думали: «О боже! Неужели это кому-то может понравиться?». Раскрутка очень важна, и хорошо, если вы заранее думаете о том, что и как нужно делать в этом направлении. Но первоочередной задачей все-таки должна оставаться отличная запись.
Хаотичная бурная деятельность необязательно приводит к успеху
Некоторые музыканты активно ездят в туры годами и выпускают бесконечное количество записей. Мы слышим их кое-как спродюсированные альбомы, и никогда не узнаем, каков их настоящий потенциал. Вполне вероятно, они блестяще играют вживую, и у них классные промо-фотосессии, но все вокруг поговаривают, что «на записи это слушать невозможно». Сарафанное радио в данном случае работает только среди тех, кто имеет возможность посетить концерт. Но подумайте, сколько блогов, изданий и просто слушателей могло бы заинтересоваться подобной группой, если бы те имели хорошую запись?
Можно надувать некоторых людей некоторое время. Но надувать всех и постоянно не получится
Конечно, рядом всегда будут друзья и какое-то количество поклонников, не слишком избирательных, которые всегда будут искренне внимать всему, что вы делаете, даже если вы просто поете в душе. Но ведь можно хорошо постараться и посвятить время тому, чтобы запись была превосходной, и ее могли оценить самые взыскательные слушатели.
Мы не говорим сейчас о том, чтобы три месяца торчать в студии (вспомним слова Стива Альбини о том, что «если запись занимает больше недели, значит, кто-то лажает»). Вы вкладываете талант и старание в написание песен, а в подготовке записи нужно задействовать разум и прагматизм.
Не нужно создавать много шума вокруг демо
Само понятие демо — демонстрация того, на что вы были бы способны, будь у вас бюджет и поддержка профессионалов. Если у вас в планах запись демо, то у нас для вас плохие новости: никому до этого нет дела. Мы не говорим о том, что не нужно делать демо-записи для себя или самых преданных поклонников, но не надейтесь на то, что они помогут вам раскрутиться.
Многие музыканты до сих пор совершают ошибку, выкладывая свое демо на всеобщее обозрение, чтобы привлечь внимание лейблов. Это работало еще в начале 2000-х, но в связи с появлением домашних студий по всему миру и доступностью хорошего звукозаписывающего оборудования, подобная стратегия умерла. «Активные» меломаны давно привыкли слышать хорошие записи, выпущенные совсем молодыми артистами без поддержки большой индустрии. Если вы не адаптируетесь в этой новой реальности, не надейтесь в скором времени покинуть родительский дом.
Если вы старательно рассылаете свой материал по разным российским и заграничным лейблам, не нужно надеяться на то, что профессиональное ухо распознает в демо-шумах ваш потенциал — 90% этих людей также привыкли слышать хорошие записи, и у них нет ни желания, ни возможности достраивать в воображении ваше звучание.
Подготовка к записи
Какое количество песен записывать?
Один из первых вопросов, который продюсер задает артисту — это сколько песен они собираются записать. Два самых распространенных ответа:
— Сколько придумали, столько и запишем.
— Ну, у нашей любимой группы на последнем альбоме было девять песен, вот и мы столько же хотим.
Оба ответа не похожи на продуманную стратегию. Вместо этого нужно понять, чего именно вы хотите добиться с помощью предстоящей записи. Запись нужна для того, чтобы заявить о себе или для того, чтобы продавать пластинки на ваших шоу? Если и то, и другое — вам нужен EP или полноценный альбом. Если же вы хотите пробудить к себе интерес у лейблов и найти поклонников — двух-трех самых лучших песен будет достаточно.
Когда вам действительно нужно заполучить какую-то известность, сосредоточьтесь на записи самого-самого лучшего материала. Разумеется, вы любите все ваши песни, но, согласитесь, вы отлично понимаете, что «бриллиантами» из них являются лишь две, например. Эта стратегия годами работала на многих известных музыкантов.
Записывая посредственный материал, вы не можете быть уверены, что это привлечет поклонников. В то время как, если вы сфокусируетесь на записи самого лучшее, вы сэкономите время, деньги и нервы.
Почему бы не записать несколько песен, а потом уже выбрать? Ответ предельно прост: чем больше песен вы записываете, тем больше времени и денег вы тратите. Если эти две составляющие для вас не имеют особого значения — вперед, записывайтесь до умопомрачения!
С другой стороны, если вы полностью уверены в количестве песен, которое вы хотите записать, необязательно все из этого сразу должна услышать публика. Сохраните в секрете пару экстра-треков, которые в случае успеха можно будет использовать как дополнительное промо.
Выбор продюсера и студии
Выбор студии и продюсера — одна из важнейших частей процесса. Правильный выбор поможет вашим песням «жить полноценной жизнью», в то время как промах может убить весь потенциал материала, и расстраиваться вы будете всю оставшуюся жизнь. Вдобавок плохо записанный материал может напрочь опустошить все запасы энтузиазма, предназначенные для продвижения записи. Захотите ли вы, чтобы все услышали то, что не нравится вам самим? Вот несколько основных вещей, которые помогут избежать описанного:
— Прослушайте дома записи, сделанные на студии, о которой вы думаете. Слушайте все с помощью того, к чему вы привыкли, будь то обычные колонки лэптопа, наушники и дорогая домашняя акустическая система. Каждая студия по обыкновению оснащена отличной стерео-системой, и ее звук всегда отличается от того, к которому мы привыкли.
— Пользуйтесь рекомендациями. Знакомы вы лично с музыкантами, которые там записывались или нет — обязательно поинтересуйтесь их мнениями (в случае с незнакомыми всегда поможет ВК или FB). Множество студий умеют себя отлично преподать и всегда в качестве примера готовы предъявить отличные записи. В любом случае вы должны услышать несколько сторонних мнений по поводу работы с конкретной студией.
— Назначайте предварительные встречи. Встречайтесь и ведите подробные беседы обо всем — от музыки и технического оснащения студии до девушек и футбола. Любое сотрудничество такого типа — это как свидание, хороший исход которого обозначен множеством прагматических, химических и мистических реакций. Вполне вероятен случай, что до встречи вы будете исполнены самыми лучшими ожиданиями, а после первых трех минут контакта вам захочется завыть от ужаса и убежать. Если не доверитесь своей интуиции, то рискуете провести ближайшее время в ссорах и разногласиях, тратя свои же драгоценные время и деньги.
Впрочем, даже если продюсер показался вам классным парнем при встрече, вовсе необязательно он именно тот, с кем стоит начинать работу. Потому что некоторые из них умеют прекрасно подавать себя при встрече, прикрывая свои «темные стороны». Гламурная студия с гигантским микшерным пультом, огромными окнами и высоким потолком — еще не признак того, что она производит гениальные записи. В наши дни некоторые блестящие записи создаются в домашней обстановке. Не дорогое оборудование создает шедевры — это делают «правильные» люди.
Одна из задач продюсера — справляться с вашими изъянами. У каждого музыканта или коллектива, какими бы хорошими они ни были, есть свои недочеты. Если вы не знаете о них, не заявляете о них в начале работы, он должен распознать их и понять, что с ними делать. Если вокал в группе идеален, а у барабанщика есть недочеты, но продюсер не предлагает никаких решений — попрощайтесь с надеждой на хорошую запись. То, что он записал классный альбом с группой, которая вам нравится, еще не значит, что вам тоже нужно работать именно с ним.
Тщательное планирование
Максимально точное планирование — одна из важнейших частей процесса подготовки к записи. Недорепетированные песни могут очень сильно затянуть весь процесс. Если у вашего продюсера напряженное расписание, то запись может превратиться в полный хаос. Любой творческий процесс предполагает неожиданности, но постарайтесь приложить максимальное количество усилий для того, чтобы эти сюрпризы уместились в отведенное для записи время.
Бюджет
Самый умный способ выяснить, о каком бюджете идет речь — это связаться со всеми потенциальными продюсерами, попросить их послушать вашу музыку и спросить, какое количество денег им потребуется для того, чтобы сделать запись надлежащего качества. Большинство из них ознакомятся с вашим демо и помогуть сориентироваться. Самое глупое, что вы можете сделать — это сказать «ну…ээээ… запись должна быть такой, чтобы нас заметил лейбл X». Поговорите о конкретных записях, которые они делали до вас, поинтересуйтесь, сколько времени понадобится для достижения аналогичного качества. Затем тот же вопрос задайте другим музыкантам, если вы подозреваете продюсера в том, что он просто старается забить побольше времени в своей студии.
Мыслите реалистично
Некоторым музыкантам достаточно четырех дней для того, чтобы записать блестящий альбом, а некоторые заседают в студии неделями и месяцами. Насколько быстро у вас происходит творческий процесс? Случается, что вокалист не может хорошо петь больше 25 минут подряд, и запись вокала лучше растянуть на несколько дней. Или вы настолько слаженно играете вживую, что процесс не потребует записи каждого инструмента по отдельности, и все произойдет гораздо быстрее, чем в большинстве случаев с другими.
Не мелочитесь
Не думайте, что если вы четко спланировали бюджет — дело сделано. Если по ходу дела вы начинаете понимать, что два дополнительных дня в студии сыграют большую роль в судьбе окончательного результата, и продюсер вам говорит то же самое — прислушайтесь к его совету. Постарайтесь заранее запастись дополнительным бюджетом. Истории известны случаи, когда необходимо было добавить всего десять процентов от всего бюджета, и запись получалась блестящей, когда без этих десяти процентов могла быть просто хорошей. Если от идеального результата вас отделяет всего пара шагов — найдите способ их сделать, мелочиться просто глупо.