Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей жизни. Всем известно, что музыка способна дарить минуты радости. И более того, существуют такие состояния, при которых мелодии оказываются наиболее эффективным средством воздействия на организм. Сила многоаспектного воздействия музыкального искусства на человека, благотворное влияние замечены еще в глубокой древности. «Подобно тому как гимнастика способствует до естественной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу человека» – утверждал Аристотель много веков тому назад. Лечебное воздействие звуков первым оценил Пифагор. Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, заблуждений души».
Гениальные наблюдения древних ученых приобрели научно-обоснованный характер в XIX – XX веках. Великий русских психолог В.М. Бехтерев разработал ряд методических приемов. Так, он рекомендовал, чтобы вывести человека из того или иного настроения, надо сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой в настроении. На основании опыта ученый утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по своему содержанию музыка.
Воздействие музыки на человека происходит одновременно на абстрактно-логическом, художественно-событийном, подсознательно-интуитивном, биологическом уровнях, то есть уникальность воздействия проявляется в многоаспектном влиянии на душу и тело. Кроме того, музыка воздействует на эмоциональную сферу восприятия, помогает открывать красоту окружающего мира, способствует интенсивной работе его фантазии и памяти, формированию его характера, помогает более глубоко и чутко относиться к жизни. Очень большую эмоциональную силу, требующую от слушателей сопереживания и нервного напряжения, имеют симфонические (симфонии, оратории, кантаты и т.п.) и джазовые (джаз-рок джаз-модерн и т.п.) произведения. Музыка обладает способностью захватывать своим ритмическим строем. Оказывается, музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Организм человека, слушающего музыку, подстраивается под нее. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения. Как выяснили ученые, это, прежде всего, классические произведения. Причем от каждой конкретной болезни помогают вполне определенные композиции. Успокоиться помогут «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Две Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. «Лунная соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Итальянский концерт» Баха избавят от неврозов и раздражительности. Кровяное давление и сердечную деятельность приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена.
Эксперименты показали что духовная музыка активизирует клетки организма и мешает размножению ряда патогенных бактерий. Существует мнение, что со временем и в лечении инфекционных заболеваний будут оказывать содействие хоралы Баха или «Всенощная» Рахманинова. И это не фантастика. Вспомним, что на Руси в стародавние времена было принято беспрестанно звонить в колокола во время эпидемий. Современные данные позволяют оценить медицинский смысл этого обычая. Так что в этом новом современном способе лечения мы снова возвращаемся к своим традициям.
Анализ:
- современной актуальной культуры, «звучащей повседневности»,
- стереотипных представлений о молодежной субкультуре,
- сущностных потребностях человека
поднимает ряд очень важных вопросов:
1. Как формируются эти потребности (объективные/субъективные факторы формирования субкультуры ).
2. Степень осознания потребности.
3. Вопрос о наличии объективных условий для удовлетворения субъективных потребностей.
То есть, представлен ли молодому человеку весь спектр для осуществления действительного, фактического выбора или это сформированная современными технологиями модель поведения, основанная на недостаточной информированности.
Достаточно широко распространено мнение о сокращении доли «высокого» искусства и наступлении массового в период трансформации общества. Сторонники «высокого» искусства противопоставляют себя эстраде, свысока относясь к джазу, блюзу, року, поп, техно-, хауз-музыке. Для описания музыкальной культуры масс-медиа используются термины с оценочным характером: «третий» пласт, легкожанровая, низкопробная музыка и т.п. Под категорию развлекательного музыкального искусства попадает концептуальный рок, интеллектуальный джаз ( кул, фьюжн, авангард). Вместе с тем вышеобозначенные стили современного искусства наследуют лучшие традиции англо-кельтского, саксонского и скандинавского фольклора с одной стороны; с другой – во многом определяют ритм и стиль жизни, отражая окружающую действительность. Данное оппозиционное стереотипное представление не способствует решению актуальных задач. Демаркационную линию необходимо проводить не между жанрами, основываясь только на форме представления. Основой должен быть содержательный критерий – о чем говорит музыка, какие вопросы она ставит и т.п.
«Какая музыка была,
Какая музыка звучала,
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром
А хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнем».
Жанр, стиль – это форма, которая может сыграть роль «троянского коня», содержащего определенные ценности, не всегда анализируемые и осознаваемые. Превалирование формы над содержанием, оппозиционность жанров, стереотипные представления о предпочтительности жанров, характеристики молодежи как социальной группы (большая степень влияния референтных групп) в современных российских условиях представляют достаточную опасность.
Широкая представленность всех видов и жанров, содержащих осознаваемые смысложизненные ценности – это объективное условие для формирования мировоззренческой позиции, осуществления действительного выбора и удовлетворения потребностей в соответствии с субъективными особенностями студента. На основе реакции слушателей, предопределяемой «объективными структурными свойствами музыки» Т.В. Адорно в социологии музыки выделяет определенные типы слушателей, которые, несомненно, являются субъективными факторами формирования предпочтений и потребностей.
«Первый тип – эксперт. Сознательный слушатель, от внимания которого не ускользает ничто и который в каждый конкретный момент отдает себе отчет о том, что слышит. Его горизонт – конкретная музыкальная логика … в технических категориях существенным образом раскрывается смысловая связь целого.
Второй тип – эмоциональный слушатель. Его отношение к музыке не стороннее, выбор основан на собственной ментальности. Слушание музыки – средство высвобождения и получения эмоций … источник иррациональности, который позволяет что-то чувствовать человеку, погруженному в рациональную машину повседневности.
Третий тип – развлекательный. Музыка для него – не смысловое целое, а источник раздражителей. Здесь играют роль элементы эмоционального и спортивного слушания, но все в целом поглощено и опошлено потребностью в музыке как в комфорте, нужном для того, чтобы расслабиться. На данный тип рассчитана вся индустрия культуры – потому ли что она приноравливается к нему в согласии со своей собственной идеологией, или потому, что сама творит его и извлекает из масс.» (Т.В. Адорно: «Избранное: социология музыки». М.; Спб.; 1999)
Окружая слушателей со всех сторон, погружая их в свою атмосферу, музыка превращает их в участников одного процесса, вносит свой идеологический вклад в то дело, которое неустанно осуществляет современное общество. Только при широкой представленности всех видов и жанров «звучащей повседневности», знакомстве с ними, осознании своих потребностей студент может осуществить действительный выбор из всего представленного спектра.