Музыкально-педагогическое общение в индивидуальном обучении
Музыкально-педагогическое общение в индивидуальном обучении можно назвать дважды личностным. Во–первых, педагог имеет дело не с объективными фактами истории, перспективно выстроенными положениями точных наук, а с художественным материалом, в котором с различных философских, эстетических, нравственных позиций воссоздается, иногда моделируется окружающая действительность, требующая личностной интерпретации. Педагогическая интерпретация музыкально-художественных явлений строится на личностных смыслах, ценностных ориентациях, определяющих мировоззрение, предпочтения, художественный вкус. Другим проявлением личностной доминанты является осуществление принципа индивидуализации обучения. Транслируя свою индивидуальность, педагог должен считаться и сотрудничать с индивидуальностью ученика. «При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого». Таким образом, мы подошли к рассмотрению специфики взаимодействия педагога и учащегося - музыканта.
По справедливому утверждению А. В. Моздыкова, в системе музыкального образования преобладает тип учебного взаимодействия, в котором резко поляризованы позиции педагога и его подопечного. Активность ученика, как правило, регламентируется узкими рамками имитации действий или желаний учителя. В определенном смысле это называется подражанием образцам. Форма усвоения в этом случае становится репродуктивной: студент привыкает к роли ученика, к позиции ведомого, контролируемого и оцениваемого на каждом шагу. Необходимо отметить, что метод действия по образцу или метод подражания, когда указания педагога служат ориентиром в исполнительском процессе, является в музыкальной педагогике традиционным, и в силу специфики обучения не теряет своей актуальности. Важно, чтобы этот метод не был единственным и монопольным, и сочетался с такими формами взаимодействия, которые выявляют и развивают самостоятельность, творческую инициативу студента.