О музыкальной моде или надежды и опасения музыкальной индустрии
В моих руках — несколько журналов New Musical Express выпуска 2003 года. Вот несколько любопытных моментов: на афише рок-фестиваля громадными буквами Bowling For Soup и мелкими — никому ещё тогда не известные Franz Ferdinand, Keane и Scissor Sisters. Кстати, о «Фердинанде»: в 2004 году их дебют приняли не то что тепло — горячее некуда. Ни одной ругательной рецензии я не встретила (предположу, что они, наверное, всё же были — эдакая ложка дёгтя). The Killers были встречены куда более сдержанно, хотя свою порцию похвал получили. И кто бы мог сказать, что лас-вегасцы через несколько лет обгонят шотландцев? Дебютный альбом A-ha звучал несколько устаревше по сравнению с британской «новой волной», но кого это волнует спустя 20 с гаком лет, если ни одна из тех групп не перепета Coldplay и не написала «Take On Me»?
Обложки номеров украшают The Vines, The Music и Келли Осборн — артисты, чей статус ныне чуть-чуть получше страшного «никому не нужные». Нет, кому-то, скорее всего, нужные, только среднестатистического читателя NME в 2009 году интересует совсем другое. Но вернемся в 2003-й… Группа Junior Senior объявляется, чуть ли не надеждой датской музыки — на это особенно странно смотреть из настоящего: всем меломанам известно, что сие почётное звание носят Mew.
Журнал «Афиша» к своему десятилетию также решил вспомнить всё и опубликовал список несбывшихся прогнозов: например, группа The Corrs объявлялась будущими королями поп-музыки. К чему я это всё? «Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако новинки нужно принимать незаметно, мелкими порциями», — Коко Шанель. Она имела в виду одежду и внешность в целом, но это же выражение верно и насчёт моды в широком смысле. Был ли моден ретро-соул, когда Эми Вайнхаус записывала «Back To Black»? Это она сделала его актуальным, что проявилось в дюжине подражательниц-последовательниц от Даффи до Габриэллы Чилми. Через 5—7 лет вполне вероятно, что разговор о любой из них не обойдётся без упоминания Эми в первом же предложении. Избитое выражение «новое — это хорошо забытое старое» можно перефразировать: «Модное — это хорошо забытое».
По прослушиванию нового альбома Пи Джей Харви трудно догадаться о годе выпуска, не зная цифру заранее. Обратный путь — намеренно игнорировать тенденции — тоже неоднозначен. Нарочито архаичная запись может оказаться стильным ретро, а может в лучшем случае утолить чью-то ностальгию по молодости. Величие некоторых альбомов («Debut», «Nevermind») заключается (в том числе) именно в звучании будто бы позавчерашнем. Провозглашённая новой большой певицей Наташа Хан aka Bat For Lashes также по-хорошему несовременна — а завтра проснётся мегаактуальной артисткой. Может, и уже таковой стала. Мода примечательна ещё и тем, что до разных населённых пунктов доходит с разной скоростью, и дело тут не в числе километров.
А вообще мода — это такая занимательная игра. Не очень понятно, что случится дальше, поэтому игра увлекает. Пусть она будет. Интересно же.