На протяжении истории, технический прогресс редко напрямую затрагивал музыку. Музыкальные инструменты изобретались и совершенствовались, как изобретались и совершенствовались и механизмы, но эти два процесса обычно протекали независимо друг от друга.
Конечно, без паровой машины невозможно было бы создать Каллиопу, а шарманку – без «кулачковых устройств», но кулачковые устройства появились на две тысячи лет раньше первых шарманок, и первые скрипки заиграли не на следующий день после того, как человек впервые извлёк звук из струны. Техника никогда не была препятствием на пути музыканта.
Но всё решил XX век. Открытие практического применения электричества и изобретение вслед за этим бесчисленного множества принципиально новых технических устройств, смогло изменить музыку фактически до основания.
Первая музыкальная революция XXвека свершилась, когда в 1924 году Ллойд Лоэр, инженер из компании Gibson, изобрёл первый магнитный звукосниматель, положив начало электрогитаре. За последующие два десятилетия новинку подхватили джаз-банды со всего мира, создав больше новых тембров звучания, чем когда-либо использовалось за всю историю человечества. Искажение звука – дефект, который музыкальная наука стремилась искоренить с начала своего существования, в итоге вывел эту науку на совершенно другой уровень. Электрическим гитарам музыка обязана сотней новых стилей и подстилей, без которых сложно представить современную культуру.
Второй революции музыка обязана изобретению радио. От самого изобретения до того момента, когда радио стало оказывать существенное влияние на культуру, прошёл не один десяток лет, но дальнейшие изменения пошли по накатанной: появление массовой культуры навсегда изменило музыку и принципы её создания. Хорошо это или плохо – вопрос философский. С одной стороны, музыка получила тенденцию к конвейеризации, упрощению и опошлению в обмен на увеличение количества исполнителей и произведений, с другой стороны, массовой культурой был вскормлен и авангард, занявший на этом поприще качественную нишу.
Третья революция – изобретение магнитной ленты Фрицом Пфаймером в 1927 году, давшее возможность музыкальному произведению жить отдельно от своего исполнителя. С одной стороны, это позволило медиамагнатам получать огромные сверхприбыли с записи и продажи музыкальных копий, не требующей больших трудозатрат, а разномастным исполнителям-однодневкам без хлопот покупать себе Hawtai, о которых можно прочитать на сайте http://www.motobikecar.ru/2015/09/hawtai.html: ведь теперь их сборкой в России будет заниматься небезызвестный КАМАЗ. С другой стороны, простота перезаписи позволила развиваться и распространяться авангардным направлениям.
Отчасти третья революция предупредила четвёртую – изобретение синтезатора, процесс, завершившийся тем, что музыкант стал способен воспроизвести любой слышимый и неслышимый звук. За последние 100 лет, музыка изменилась настолько, что поверхностный человек скажет, что всё, что слушали до него – сплошная скука и бездарность.
Но хорошая музыка была всегда. Слушайте хорошую музыку.