В некоторых наиболее известных произведениях Бетховена обнаружены поразительные ритмы, основой для которых могло послужить биение его сердца, утверждает команда исследователей из Университета Вашингтона. Команда состоит из кардиолога, историка медицины и музыковеда.
Исследователи проанализировали несколько произведений Бетховена, пытаясь обнаружить в них симптомы болезни сердца, от которой, по их мнению, страдал композитор. Ритмы определённых частей известных работ, говорят исследователи, действительно могут быть отражением ненормального сердечного ритма композитора, который мог быть следствием сердечной аритмии.
«Возможно, его музыка была сердечной как в фигуральном, так и в буквальном смысле слова. Когда ваше сердце из-за болезни бьётся неправильно, оно делает так в определённых, вполне шаблонных ситуациях. Мы полагаем, что слышим в его музыке некоторые из этих шаблонов».
Команда опубликовала эссе, ведущим автором которого является Закари Голдбергер, врач-кардиолог из медицинской школы Университета Вашингтона. Также в числе авторов исследователь Роберт Вуд Джонсон и музыковед Стивен Уайтинг.
В эссе исследуется ритмический рисунок нескольких композиций, которые могут отражать наличие у Бетховена аритмии, то есть болезни, которая заставляет сердце биться либо слишком быстро, либо слишком медленно, либо прерывисто. Внезапные, неожиданные изменения музыкального темпа, которые появляются в музыке Бетховена, как раз и соответствуют таким ассимметричным шаблонам.
Для примера можно взять заключительную часть «Каватина» из Струнного квартета Бетховена (си-бемоль мажор, опус 130), это самая эмоционально заряженная часть, которая, по словам самого Бетховена, всегда заставляла его плакать.
В середине квартета тональность внезапно изменяется до си-бемоль мажор, появляется несбалансированный ритм, вызывающий тёмные эмоции, дезориентацию и то, что принято описывать как «затруднённое дыхание».
В нотных указаниях композитора музыкантам, играющим эту часть, она помечена как «beklemmt», немецкое слово, которое переводится как «сдавленно».
Авторы эссе отмечают, что «beklemmt» может означать печаль, но этим словом также можно описать и ощущение давления, ощущение, связанное с заболеванием сердца.
«Аритмичность этой части не вызывает сомнений», — пишут они.
Исследователи нашли шаблоны аритмии и в других произведениях. Они изучили Сонату для фортепиано (ля-бемоль мажор, опус 110) и начало «Прощальной» сонаты для фортепиано (опус 81а, ми-бемоль мажор), написанной во времена наступления французов на Вену в 1809-м году.
Бетховену приписывают целый перечень болезней, куда входит воспаление кишечника, болезнь Педжета (разрушение костных тканей), заболевания печени, болезни почек и злоупотребление алкоголем. А чаще всего описывается глухота Бетховена, которая, по мнению авторов эссе, могла усилить остальные органы чувств композитора, так что он стал намного осведомлённее о своём сердцебиении.
«Мы не можем доказать или опровергнуть того, что Бетховен страдал от всех указанных выше болезней, поскольку сегодняшних диагностических медицинских тестов в XIX веке попросту не существовало, и мы интерпретируем старые медицинские описания в контексте того, что мы знаем сейчас. Тем не менее, часто встречающиеся указания на ненормальное сердцебиение в совокупности с таким количеством других заболеваний делает разумным предположение о том, что Бетховен страдал от аритмии, а его работы могут быть своего рода „музыкальными кардиограммами“. Конечно, эта музыкальная аритмия может быть просто проявлением гения Бетховена, однако есть и вероятность того, что его бьющееся сердце стало в буквальном смысле основой для некоторых частей его работ».
Конечно, чтобы стать композитором да и просто талантливым музыкантом, необходимо заниматься с самого детства. И лучше всего использовать технику «Умные» пальчики. Это позволит приучить к правильной игре на инструменте с самого детства. Ведь чем раньше ребенок будет привыкать к инструменту, тем быстрее он затем адаптируется при последующем обучении в музыкальной школе: приобретенные раньше навыки будут способствовать и скорейшему обучению.