До 1990-х годов в Исландии существовал закон, по которому иностранец, желающий принять исландское гражданство, должен принять исландское имя либо изменить своё согласно традициям исландского языка. Но для знаменитостей делались исключения. Когда в Исландию эмигрировал советский дирижёр и пианист Владимир Ашкенази, правительство страны внесло в официальный список разрешённых имён новое — «Владимир Ашкенази».
Австрийский пианист Пауль Витгенштейн потерял правую руку в Первой Мировой войне, однако возобновил концертную карьеру и достиг исключительного мастерства, играя одной левой. Виртуозное владение пианистической техникой позволило Витгенштейну успешно исполнять сочинения, сопоставимые по сложности даже для пианиста с двумя руками.
Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки, Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни. Бетховен не умел умножать.
Николай Андреевич Римский-Корсаков на одном из своих уроков объяснял ученикам, что последняя часть симфонии или сонаты должна быть обязательно написана в быстром темпе. - А почему же у Чайковского четвертая часть Шестой симфонии написана в медленном темпе? - спросил М. Ф. Гнесин. Профессор помолчал, потом торжественно произнес: - Исключения возможны, если они гениальны.
Чем замечательна "Пиковая дама"? Пожалуй, наиболее оригинальный ответ на этот вопрос дал в 1911 году рецензент газеты "Волжское слово": "Опера замечательна тем, что два великих художника, А. С. Пушкин и П. И. Чайковский, пришли к одной мысли - пригвоздить навек к позорному столбу нашу позорную приверженность к картам".
За последние триста лет было предложено около двухсот проектов искусственного языка. Все они, правда, преданы забвению, так как оказались неудачными. Интересен музыкальный язык, называемый "Соль-ре-соль". Автором его был француз Жан Франсуа Сюдр. Он обнародовал правила своего языка в 1817 году. Сорок лет его последователя разрабатывали грамматику, словарь и теорию этого языка. В 1868 году в Париже появились сочинения на этом языке. Корнями слов нового языка послужили семь основных музыкальных нот, они же образовывали и некоторые новые слова: си означало "да", до — "нет", ре — "и", ми — "или", до—ре — "я", до—фа — "он", ре—до — "мой" и т. д. Такую речь можно было бы и сыграть. Но язык этот оказался труднее самого сложного современного языка и также был забыт.
Однажды к директору Миланской консерватории явился юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле, показывал свои сочинения. Через несколько дней он получил ответ: "Оставьте мысль о консерватории и найдите учителя среди городских музыкантов". Это было в 1832 году, а через несколько десятков лет Миланская консерватория добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.
Слово "МУЗЫКА" подарили нам древние греки. Музы в древнегреческой мифологии - дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков. Как и в сериале Однажды в сказке жители даже не подозревали, что они - настоящие сказочные герои разных сказок, которым предстоит борьба со сказочным злом. Одни считают, что это муза танцев Терпсихора как бы по служебной обязанности должна была покровительствовать музыке, сопровождающей танцы. Другие считают - это было дело Евтерпы, музы лирической поэзии (стихи у древних греков распевались под звуки инструмента) В слове МУЗЫКА и сегодня слышится напоминание о далеких богах и легендах.
Слово "ФОРТЕПИАНО" произошло от названия, данного Кристофори своему инструменту: "piano et forte", что значит "тихо и громко". Термин "РОЯЛЬ" был впервые применен в 1777г. Слово "КЛАВИША" - от латинского "клавес", что и означает ключ. А причина всему - старинный инструмент орган.На органе каждая клавиша действует вроде ключа: нажатая клавиша открывает доступ воздуха в одну из органных труб - и она издает звук определенной высоты.На очень старых простеньких органах Х века клавиши, чтобы играющий не путался - подписывались буквами латинского алфавита А,В,С и т.д. Запись с клавиш перешла на бумагу.Музыка в далеком прошлом записывалась буквами. А в начале записи ставилась ключевая буква. Со временем сохранились три ключевые буквы: С (звук до), F (звук фа) и G (звук соль) Это сейчас ключи в современных нотах. Вот такой путь от клавиш до ключей.
Предком скрипки, виолончели и других смычковых было семейство ВИОЛ — тоже струнных смычковых инструментов. Основные виды виол — дискантовая виола, альтовая, теноровая и контрабасовая, которую называли — ВИОЛОНЕ. Звук виолы был нежный и слабый. Струн было 6 (иногда 5-7). Виола появилась в 15 веке, а к 18 веку была полностью вытеснена инструментами скрипичного семейства.
Понижение строя на полтона в настройке фортепиано приводит к изменению суммарного натяжения струн на 1-2 тонны. À общее натяжение всех струн настроенного пианино составляет 7 тонн (7000 кг).