Каждый, кто считает себя сегодня хоть немного значимым в музыке, шоу-бизнесе или политике, а теперь уже и в спорте, написал или пишет книгу. В крайнем случае, собирается ее написать. Все новые и новые откровения знаменитостей становятся публичным достоянием. Тяга увековечить себя заразна, как вирус. Многие из этих книг, безусловно, не являются сколько-нибудь значимыми для мировой литературы, однако они превосходно раскупаются.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на книгах, которые написаны русскими рок-музыкантами.
Зачем рок-музыканты пишут книги? Или им уже не хватает нот? Пытаются донести что-то до людей, что не смогли выразить в песнях? Или это – тяга к мировым стандартам? Конечно же, за стремление писать книги осуждать не нужно.
Андрей Макаревич написал уже восемь(!) книг. И разнообразие тематики этих произведений как-то настораживает... В конце девяностых Макаревич в соавторстве с Юрием Бельским издал книгу для подводников-экстремалов – «Акваланги для всех», затем вышел второй том рассказа о ластах и аквалангах – «Что такое дайвинг, или акваланги для всех-2».
А в 2005 году вышла «Занимательная наркология» музыканта. В ней Макаревич познакомил читателей со своим опытом по части употребления горячительных напитков, табакокурения и наркозависимости. На этом веселеньком фоне книга легендарного «машиниста» «Мужская кулинария» уже совсем не удивляет – к Макаревичу-повару мы все привыкли давно. Между делом Макаревич успевает немного пофилософствовать о жизни в книге «Сам овца».
Вячеслав Бутусов в 2007 году написал довольно серьезную книгу под интригующим названием «Виргостан». Небольшой, но приятно увесистый «Виргостан» состоит из трёх отдельных вещей, каждая из которых имеет собственный подзаголовок. Оказалось, что Бутусов – большой мастер играть словами, его проза непроста, витиевата, изобретательна и чрезвычайно загадочна.
Книга Владимира Шахрина тоже состоит из трех частей, однако на этом сходство и заканчивается. «Открытые файлы» от лидера «Чайфа» – это личные воспоминания, мысли, тексты песен и стихи, и даже избранные интервью.
У Гарика Сукачева в активе две книги – сборники прозы, интервью и стихов.
Лидер группы «Butch» Елена Погребижская выпустила уже три своих книги.
Юрий Шевчук из «ДДТ» давно является «бумажным» поэтом, а его сборник стихов «Защитники Трои» выдержал не одно переиздание.
Количество книг Бориса Гребенщикова перевалило за десяток. В издательстве «Амфора» вышли даже воспоминания матери самого знаменитого рок-музыканта под скромным названием «Мой сын БГ».
Вышла в мир книга Ольги Арефьевой «Одностишийа» (орфография авторская).
Книга «ночной снайперши» Дианы Арбениной «Дезертир сна» – это наиболее полное собрание стихов и текстов песен группы «Ночные снайперы», а кроме стихов в сборник вошли ее живописные работы и немного прозы. Но, со слов самой Дианы, книга получилась слишком депрессивной, поэтому вслед за ней, в 2008 году, Арбенина презентовала новую книгу под названием «Колыбельная по-снайперски». В нее вошло 366 снов – по количеству дней в високосном году.
Петр Мамонов, легендарный лидер «Звуков Му», подарил миру небольшой сборник неких богословских миниатюр, довольно странных по содержанию. Говорят, недавно Мамонов выпустил еще и сборник стихов.
Не удержался от пробы пера даже фронт-мен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша, опубликовав свои мемуары под невинным названием «Мальчик как мальчик». Книга состоит, ни много ни мало, из двух томов: «Мемуары» и «Стихи».
И лишь Константин Кинчев заявил, что времени писать книги у него нет, хотя он и не осуждает своих собратьев-рокеров за литературное творчество (справедливости ради замечу, что мне встречалась в Интернете книга Кинчева под названием «Алиса», правда, только лишь ее электронная версия).
Бесспорно, рок-музыканты – народ разнообразный. А то, что случилась мода на написание книг – что же тут поделать, значит, нужно быстро успеть написать. Ведь не только поп-звездам, телеведущим и олимпийским чемпионам позволено писать книги. Чем хуже рокеры? И потянулись вчерашние неформалы в издательства, где с удовольствием принимают их сказки, стихи и мемуары – узнаваемые имена на книжных обложках во все времена значили очень много.
Наверное, больше хотелось бы получать новинки от музыкантов в привычном, нотном формате. А еще хотелось бы понять, для чего же все-таки люди, которые умеют писать хорошую музыку, берутся вдруг писать не очень хорошие книги. Подождем, пока кто-нибудь из них не даст объяснение этому в очередной книге?