Обучение игре на музыкальных инструментах может помочь детям улучшать их лингвистические навыки, а взрослым может даже помочь справляться с потерей памяти после перенесенных травм мозга. К таким выводам пришли в ходе исследований психологи в китайском Университете Гонконга.
Выяснилось, что дети, которые проходят обучение игре на музыкальных инструментах, имеют более богатый словарный запас, чем те, кто не умеет играть ни на одном. И чем дольше проходит их период музыкального обучения, тем больше слов они запоминают.
Во главе с доктором психологии Агнес Чан, группа исследователей изучила 90 школьников в возрасте от 6 до 15 лет, половина которых занималась в оркестровом кружке при их школе от одного до пяти лет. Другая половина детей не проходила никакого обучения.
Все дети были проверены на способности устной памяти. Они читали список слов и спустя 10, а затем и 30 минут после этого пытались вспомнить их, когда им показывали ряд изображений, соответствующих словам. Каждый школьник был проверен три раза.
Ученые подметили, что школьники с различным музыкальным обучением вспоминали значительно больше слов, чем те, кто не обучался. После 30 минут они все еще сохраняли в памяти больше слов, чем группа школьников, не обучавшаяся музыке.
Кроме того, была отмечена положительная корреляция между отрезком времени, в котором школьники лучше помнили слова: чем дольше они проходили обучение музыке, тем больше слов они вспоминали.
Данные результаты подтверждают аналогичное исследование 1998 года, когда изучались 60 студенток из Университете Гонконга, половина которых имела по крайней мере шесть лет музыкального образования, а другая половина вообще его не имевшая.
Тогда девушки с музыкальным образованием выигрывали перед своими сверстницами в среднем обладая на 16% лучшей памятью.
Как музыка помогает ребенку сохранять слова? Полагают, что изучение музыки стимулирует левую височную долю большого мозга, которая обрабатывает слуховую информацию. Это в свою очередь поощряет развитие той части левой височной доли большого мозга, которая ответственна за устную память. Этим способом, устное обучение памяти происходит как своего рода 'побочный продукт' музыкального обучения.
Ученые считают, что подобный подход в изучении музыки может стать новым видом физиотерапии для людей с потерей памяти после мозговой травмы. Это также хороший стимул для родителей, отдавать детей в музыкальную школу пока они молоды.