С древнейших времен люди использовали музыку в качестве лечебного средства воздействия на человека. Культуру какой бы страны мы ни взяли, везде на этот способ оздоровления человека мы можем найти об этом интересные сведения. Уже в работах первого общепризнанного теоретика музыки — древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом можно влиять при помощи музыки на эмоциональное состояние человека.
По свидетельству одного из пифагорейцев — Ямвлиха, оставившего нам трактат «Жизнь Пифагора», Пифагор, считая, что на людей лучше всего влиять через их органы чувств, «сделал музыкальное воспитание главным, прибегая к некоторым мелодиям и ритмам, посредством которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается изначальная гармония душеных сил. Он так же придумал средства сдерживать и исцелять болезни души и тела». Я
Одним из наиболее известных музыкально-психотерапевтических успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней, является усмирение им при помощи музыки некоего греческого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевший палить её дом. Пифагор приказал флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки н с фригийского на спондеистский и таким образом успокоил молодого человека.
Платон так же был сторонник музыкальной терапии и говорил, что «самая большая ошибка врачей состоит в том, что они пытаются лечить тело человека, не пытаясь вылечить его душу; однако душа и тело представляют собой единое целое и их нельзя лечить порознь».
Музыка традиционно считается одним из мощнейших средств эмоциональной регуляции психической деятельности человека. Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием из этого становятся снижение иммунитета, рост различного рода психосоматических заболеваний. Разработка приемов борьбы с этими негативными явлениями как среди детей, так и взрослых — важная задача как практических психологов, так и учителей общеобразовательной школы.
Обычно, когда говорят о музыкальной психотерапии, имеют ввиду прослушивание успокаивающей, мелодичной музыки, на фоне которой психотерапевт произносит различные формулы психотерапевтического внушения. В данном случае можно говорить лишь о внушении, совершаемом под музыкальное сопровождение. На самом деле возможности музыкальной терапии, направленные на психологическую коррекцию как ребенка, так и взрослого человека, могут быть гораздо шире. Современные приемы и способы музыкальной психотерапии включают в себя: двигательные и ритмические упражнения, нацеленные на взаимодействие правого и левого полушария мозга, развитие координированных движений и умение соотносить свои действия с действиями членов малой группы; контактный и бесконтактный массаж, который участники занятий делают друг другу для активизации и биоэнергетических ресурсов организма; различные виды дыхательных упражнений, среди которых особое внимание уделяется освоению навыкам брюшного /диафрагменного/ и межреберного типа дыханий как наиболее эффективных для снятия отрицательных эмоциональных состояний. пение вокализов наподобие индийских мантр, направленных на формирование и развитие навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире; разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у участников занятий уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия, невозмутимости в трудной ситуации, гуманистического отношения к окружающим и позитивного отношения к окружающему миру как черты личности; пение песен различного содержания, как успокаивающего, так и воодушевляющего характера; просмотр под музыку различных по тематике слайдов, нацеленных на обогащение зрительных и слуховых представлений участников занятий, активизации их эстетических переживаний средствами изобразительной искусства и художественной фотографии. игру на всевозможных музыкальных инструментах; трансцендентальную медитацию, смысл которой заключается в выходе личности за пределы наличной ситуации и созерцание собственной жизни с позиции некоторого целого, универсального Логоса, как это трактуется в традициях восточной философии.
Большие возможности и перспективы таят в себе выявление личностного профиля участников занятий на основе шкал ММРI и подбор для них музыки соответствующего содержания, отвечающей их внутреннему психологическому состоянию.
Общая стратегия цикла музыкально-психотерапевтических оздоровительных сеансов может быть следующей: катарсическое очищение от негативных переживаний в процессе дыхательных упражнений и прослушивания драматических по характеру музыкальных произведений; затем глубокое успокоение и обращение к “Внутреннему Голосу» /Доктору/, т.е. к собственным возможностям организма на основе саморегуляции.
Сюда же входит формирование собственного идеального образа на основе накопленных эстетических переживаний, наполнение сознания позитивными переживаниями — спокойствием, улыбкой, любовью, радостью, высокой самооценкой. В профилактической работе на занятиях по музыкальной психокоррекции попутно ведется работа по освоению участниками занятий навыков здорового образа жизни, включающих в себя широкий спектр вопросов — от методов очищения организма и рациональной диетотерапии и до творческой самореализации в каком-либо любимом деле.
Данная методика прошла апробацию в психокоррекционной работе в детских психоневрологических больницах, с ветеранами афганской войны, в геронтологических клубах. Обнадеживающие результаты, полученные в ходе опытной работы, говорят о перспективности этого направления психокоррекции, а так же необходимости подготовки специалистов соответствующего профиля.
Сегодня когда рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность, и дезорганизацию, ведет к невротизации как детей, так и взрослых, разработка новых приемов борьбы с этими негативными явлениями — важная практическая задача. И музыкальная терапия может здесь оказаться незаменимой помощницей.
Во многих странах мирах сегодня успешно действуют десятки музыкально-психотерапевтических сообществ, проводятся международные симпозиумы, конференции и семинары.
Вокальная терапия
Голос — первый музыкальный инструмент человека. Через его интонацию лучше всего передаётся его эмоциональное состояние и состояние его здоровья. Опытные врачи по характеру звучания и тембру голоса могут определить, здоров человек или болен и даже то, чем он заболел.
В русских поверьях в противопоставлении “жизнь — смерть” голос являлся признаком живого мира, молчание — признак мира “иного”. В народных заговорах болезни изгонялись туда, где не поют петухи, не блеют овцы и не поют девушки. Поэтому и сегодня во время похорон все стараются говорить шепотом — без голоса.
Голос противопоставляется шуму, зевоте, свисту, смеху, шепоту — всё это напоминает звуки нечистой силы, которая шипит, свистит, ухает и лишь изредка говорит. Магические свойства приписывают голосу измененному. В каждой культуре — свои нормы звучания голоса, отступление от которых воспринималось как фальшь. Так, если невеста по время свадьбы охрипнет или лишится голоса, если сорвется голос у певчего в церкви во время венчания, то все это может повлечь смерть одного из новобрачных. Несчастье так же может постигнуть человека, если во время исполнения ему величальной песни поющие сорвут голос или просто сфальшивит.
Голос резкий и сильный всегда служил охраной человеку. Им отворачивали грозовые тучи, им помогали расти растениям, будить пчёл и деревья по весне. Сила человека, отражаясь и передаваясь в звуке, составляет основу магического воздействия на мир. Голос — вместилище души и силы человека. Отобрав у человека голос, можно отобрать у него силу и душу. С помощью голоса человек отделяет своё пространство от чужого — “Мое Я там, где меня слышно”. Когда спорят, стараются перекричать друг друга, стремясь не доказать правоту, а “захватить пространство”.
При нахождении в стрессовой ситуации, наше дыхание учащается, становится поверхностным. Из-за этого из организма вымывается углекислый газ, который является основой нашего внутреннего спокойствия. Многие заболевания нередко возникают, из-за гипервентиляции, связанной с чересчур интенсивным дыханием. Наш голос при этом меняется, становясь или высоким и напряженным, или же глухим и подавленным.
Пение на основе правильно поставленного дыхания – с опорой на диафрагму и продолжительного выдоха устраняет это нарушение. Голоса хороших певцов обладают огромной целительной силой. Из библии известно, что библейский герой Давид, будучи еще молодым воином, владел пением и игрой на кифаре. Своим искусство он излечил от депрессии царя Саула. Этим же прославился знаменитый итальянский тенор 18 века Фаринелли — он излечил от затяжной депрессии испанского короля Филиппа V.
Этот эффект можно объяснить тем, что вибрации звуковых волн, создаваемых голосом, вызывают резонанс в организме человека на клеточном уровне, что усиливает в клетках регенерационные процессы, благодаря чему иммунитет усиливается и человек выздоравливает. Особо музыкальные и чувствительные люди начинают чувствовать музыку кожей – по ней от её восприятия у них начинают «бегать мурашки».
Физиология оздоровительного пения основано на том, что при длительном и плавном выдохе уменьшается частота дыхания, а это значит, что в организме задерживается углекислота, которая снимает спазм сосудов, благодаря чему улучшается кровоснабжение внутренних органов, что улучшает метаболические процессы и от всего этого человек лучше себя чувствует. Прибавим к этому возможность эмоциональной разрядки, социально одобряемый способ выразить свои чувства и переживания и таким образом избавиться от алекситимии, из-за которой возникают различные психосоматические заболевания. Спокойное пение, действуя точно так же, как и медитация, хорошо успокаивает и создаёт оптимальные условия для биохимических и биоэнергетических процессов в организме.
Вокальная терапия и детский аутизм
Исследования последних лет в области психотерапии принесли открытие в нашем мозге так называемых зеркальных клеток, которые активируются при наблюдении за действиями другого человека. В функции зеркальных нейронов входит умение отличать свои движения, свою речь, свои эмоции и чувства от чужих движений и переживаний. Благодаря работе зеркальных нейронов мы можем испытывать и переживать те чувства, которые испытывают другие люди. Эта способность к сопереживанию сближает и сплачивает людей, делает их способными оказывать поддержку друг другу. В исследовании группы итальянских ученых под руководством Джакомо Риздзолатти в эксперименте в обезьянами, в мозг которых были вживлены электроды, было установлено, что зеркальные нейроны реагируют одинаково при выполнении обезьяной как определенного действия, так и тогда, когда обезьяна просто видит, как другая обезьяна выполняет это же самое действие.
Впоследствии в коре головного мозга человека при помощи метода магнито-резонансной томографии так же были обнаружены области, которые активизируются при выполнении определенных действий, а так же тогда, когда человек просто смотрит или воображает, как эти действия выполняет кто-то другой. Зеркальные нейроны, таким образом, участвуют в восприятии образа другого человека, его мимики, жестов, различных действий, что необходимо для его понимания, а так же для обучения и освоения сложных трудовых навыков и творческих действий.
В 2000 году американский нейрофизиолог индийского происхождения Вилаянур Рамачандран предположил, что нарушение работы зеркальных нейронов является причиной детского аутизма. Исследование проводилось на основе диагностики тэта-ритма, регистрируемого при помощи электроэнцефалограммы.
Особенностью тэта-ритма у здоровых людей, частота которого составляет 7-11 герц, является то, что они исчезает, когда человек совершает какое-либо произвольное движение. Этот ритм исчезает так же и тогда, когда человек наблюдает за действиями другого человека. Рамачандран выявил, что у аутичных детей как и у здоровых, тэта-ритм блокируется при выполнении произвольных движений, но при наблюдении за движениями другого человека подавления тэта-ритма у них не происходит. Это дало основания для предположения о том, что у аутичных детей система моторных нейронов остаётся целой и невредимой, но функции её нарушены.
Эмоциональная холодность и специфическая бесчувственность переживаний, которые характерны для аутистов и шизофреников, могут быть устранены, если восстановить работу зеркальных нейронов, дающих организму возможность переживать обратную связь. Такая связь может быть предоставлена человеку, когда он занимается различными видами искусства. Это может быть – театральный кружок, танец, пение, игра на музыкальных инструментах, рисование. Это все те виды деятельности, которые входят в эстетическое воспитание, которое учит ребенка не только навыкам сопереживания прекрасному, но и уводит его от шизофрении, если к ней есть предрасположенность.
В мировой практике музыкальной психотерапии имеется немало случаев, когда использование музыкальной психотерапии помогло установить контакт с аутистом, что становилось началом ремиссии.