Джазовые композиции зачастую многими людьми не воспринимаются в качестве гармоничного сочетания звуков. Как показали ряд испытаний, джазовые импровизации отключают в мозгу музыкантов области, которые отвечают за критику, а также тормозят нервные импульсы, открывая при этом области самовыражения. Все джазовые музыканты под воздействием собственных рифов и уникальных музыкальных гармоний в буквальном смысле заставляют отключать мозг область торможения и включать области креативности, которые теперь даже не ограничиваются импульсами самокритики. Это ведет к тому, что многие джазмены в буквальном смысле впадают в своеобразный транс, подвергаясь влиянию своих спонтанных импровизаций.
Очень часто можно заметить, что свои уникальные рифмы джазмены придумывают, закрывая глаза, и выражая свой собственный характерный стиль. Как говорят сами джазовые импровизаторы, они творят музыку, которую прежде никогда не слышали, никогда не думали и не играли. В итоге, все, что получается у них на выходе, является совершенно спонтанными композициями. Схема электродвигателей со всеми ее важными деталями придумывалась явно не под джаз.
Ученые обнаружили, что мозг, а точнее его дорсолатеральная часть префронтальной коры, замедляется, то есть активность мозга во время импровизации в этой части начала тормозить. Эта область как раз отвечает за самоцензуру человека, то есть за его способность относиться к себе критически. Здесь же лежит область, которая отвечает за планирование действий. В это же время усиливалось значение центральной лобной части, которая отвечает за выражение индивидуальных черт. Не зря считается, что джаз представляет собой индивидуалистическую форму выражения и искусства, которая позволяет джазмену включить «собственную» музыку.