Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. И это правильно. Не стоит только забывать о том, что первыми учителями, порой сами не замечая того, являются сами родители малыша, то есть мы с вами. Поэтому именно на нас лежит большая доля ответственности за то, каким вырастет наш ребенок.
Кроме благополучной психологической атмосферы в семье ребенок получает от нас все основополагающие принципы поведения с родными и с чужими. Именно от нас он учится поведению в обществе, расставляет для себя приоритеты в познании зачастую тоже на нашем собственном образце. Поэтому мы призываем всех родителей быть хорошим примером для подражания своих и не только своих детей.
Познавательная активность ребенка не знает границ. Ему еще предстоит узнать буквально «все» об окружающем его мире. Поэтому не ограничивайте его жажду к познанию, если ребенок делает безвредные для себя и окружающих вещи (поступки). О том, как воспитать здорового, без психологических зажимов ребенка написано много хорошей современной литературы. Мы в нашей статье коснемся только развивающих музыкальных занятий для малышей.
Всем ли малышам нужны музыкальные занятия или вполне можно обойтись без них?
У нас есть несколько веских доводов за:
Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, именно музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию . Мы родились с возможностью воспроизводить звуки, а звук – это строительный кирпичик для (со)здания музыки, наш организм очень чутко реагирует на окружающий нас звуковой (то есть частотный ) фон и отвечает ему резонансом (созвучием), если этот фон приятен, комфортен для жизни, то есть укрепляет, оздоравливает организм. Так нас устроила природа – и грех не воспользоваться этим умеючи. Обратите внимание на реакцию вашего малыша: нравится ли ему, когда звучит музыка, когда кто-то хорошо поет или играет. Скорее всего ваш ответ будет – «да», а значит, можно смело бросаться с головой в музыкальный океан!
Обратим ваше внимание на то, что если ребенок плохо удерживает свое внимание на каком-либо предмете, о котором идет речь, то вам следует вначале самостоятельно поработать с ним над этим. Кроме того, чтобы слух ребенка тоже был уже подготовлен к музыкальным занятиям, вы можете предварительно самостоятельно позаниматься с малышом. Все упражнения очень простые и не требуют специальной музыкальной подготовки. Они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления и анализа материала, с которым малыш сталкивается. Возможно, вы уже делаете все эти упражнения с малышом, не задумываясь о том, какую пользу они приносят для музыкальных занятий.
Итак,
Упражнение №1 – ЧИТАЕМ СКАЗКИ (развивает образное мышление, эмоциональную сферу и аналитическое мышление у ребенка)
Наверное, нет ни одного родителя в мире, который не прочел хотя бы раз сказку своему чаду. Вопрос в том, как ее читать и что потом с этим делать: 1) читаем очень выразительно, подражая голосом сказочным персонажам, останавливаясь на непонятных ребенку моментах повествования (незнакомые слова или нелогичные действия персонажа) и разъясняя их; 2) позволяем ребенку и подталкиваем его инициативу к тому, чтобы он повторял какие-то звуки за вами или слова или интонацию, стараемся добиться максимально точного воспроизведения; 3) после окончания повествования обязательно обсуждаем с ребенком поведение героев, отвечаем на вопросы, даем возможность ребенку в нескольких словах передать суть истории (просто спросим: о чем был рассказ, какие были действующие персонажи, кто хороший, кто плохой и т.д.). А если ребенок уже очень хорошо связывает слова в предложения, можно в следующий раз попросить ребенка рассказать сказку самостоятельно своим игрушкам или хотя бы совместно.
Упражнение №2 – ЧИТАЕМ СТИХИ (кроме всего вышеперечисленного развивает у ребенка чувство ритма и осознание различного смыслового наполнения интонации и помогает овладеть этим искусством, которое заложено в основе музыки)
Опять же читаем очень выразительно. Для начала выбираем коротенькие стихи в 2 - 4 – 8 строчек, чтобы ребенок смог без труда повторить их; 2) отдельные слова даем произнести самому малышу в процессе чтения стихотворения (обычно это ударные слова или слова в конце стихотворной строки); 3) а теперь, когда малыш хорошо знает это стихотворение, попробуем рассказать его, отстукивая ритм ладошками, кулачками (желательно один удар правая рука, другой удар левая и т.п., в следующий раз начинает левая рука) равномерно распределенными по стихотворной строчке ударами. Можно подключить и ноги, но, как правило, ногами малышу труднее управлять, они всегда куда-то несутся вскачь, но если получится их усмирить согласно ритму стихотворения – то это ваше большое достижение! Пример
Также попробуйте знакомое стихотворение рассказать с совершенно разной интонацией, как бы от имени разных чтецов или разных действующих лиц. Важно, чтобы при этом главный смысл предложения менялся на противоположный. Пример
То же самое можно проделать с рассказом. Но начать лучше всего с подготовительных упражнений на отдельных словах и предложениях.
Упражнение №3 – УГАДАЙ, КУПИЛИ ЛИ ВАНЕ ЩЕНКА (или ИГРА ИНТОНАЦИИ)
Выбираем слово или звук (междометие), на котором будем угадывать интонацию. Можем взять любой возглас, который будем делать то восторженным, то разочарованным, то брезгливым, и адресовать его будем воображаемому щенку, которого неожиданно увидели на рынке, и от того, какой возглас звучит, можно угадать купят ли Ване щенка его родители (тут можно к тому же изобразить разные интонации у папы, у мамы, у сестренки, у бабушки с дедушкой, у проходящего мимо прохожего). Тему игры можно часто менять, возгласы заменять словом, но, опять же, с различной интонацией, чтобы был очевиден совершенно различный смысл, который приобретает одно и то же слово. 2) Не забудьте поменяться с ребенком ролями, чтобы он тоже выступал ведущим игры, изобретая свои интонации. 3) Наконец, задайте ему задание: произнести целое предложение, каждый раз по-новому. Пример: «Ты такой умный!» Сначала произнести это восторженно, затем расстроено, с завистью, с издевкой и т.д. Эти упражнения как следует подготавливают слух ребенка, развивают его голосовые возможности.
Упражнение №4 – ПОЕМ
Выбираем песни с несложной мелодической линией и понятным для ребенка текстом. Если вы сами поете не очень чисто, то вы можете включить запись песни и петь вместе с ребенком или по очереди, стараясь, чтобы ваш голос сливался с голосом певца. Вы можете провести подготовительные упражнения: попробуйте пропеть какой-нибудь один звук, пусть ребенок попробует повторить его точно, чтобы ваши голоса слились в один. Если вы правильно выполните это упражнение, то почувствуете приятное усиление вибрации вашего голоса, резонанс (?). То же самое упражнение лучше всего делать с музыкальным инструментом (синтезатором, пианино): нажимаете клавишу в удобном вам и вашему ребенку диапазоне (1-я октава, скорее всего), и стараетесь попасть в этот звук голосом. Затем попробуйте спеть 2,3,4,5 звуков подряд вверх и вниз, потом через одну клавишу и через 2 тоже вверх-вниз (удобнее всего это делать от звука «до»). В этих упражнениях – основной набор интонаций, которые используются в музыке, в песнях. Если все же не получается попасть в ноты самостоятельно, не переживайте, с нашими специалистами вы освоите это нехитрое дело за несколько занятий.
Упражнение №5 – РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА
Очень просто: 1) Прохлопать любую ритмическую формулу, чтобы малыш повторил ее. Начните с простых форм, постепенно усложняя их. Хлопать можно в ладоши, можно по коленям, можно по столу. Важно также одновременно развивать координацию у ребенка, поэтому стучать нужно обязательно разными руками вместе и по очереди, можно подключить и ноги, и веки глаз, и брови, и уши. Главное уметь контролировать каждый орган в отдельности, то подключая его к общему хору движений, то отключая. Пример
Упражнение №6 – РАЗВИВАЕМ КООРДИНАЦИЮ
Для развития ребенка очень важна двигательная функция, моторика. Она влияет на развитие речи ребенка, формирует свободную координацию всего тела. По нашему мнению, координация обоих полушарий головного мозга и общая двигательная активность ребенка – взаимосвязанные процессы: развивая одно – мы помогаем другому. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не был ограничен в своей подвижности, не забывайте также делать специальные упражнения для пальцев рук и ног.
Общая координация: круговые одновременные вращения руками в разные стороны: правая рука – вперед, левая рука – назад; затем поменять направления. Отстукиваем каждой рукой свою ритмическую формулу одновременно (сначала запомнить каждой рукой свою, а затем наложить одну на другую; потом обязательно поменять). Петь и одновременно отстукивать ритм песни разными руками, возможно ногами. Петь мотив одной песни на слова другой. Пример
Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка. Однако сразу у вас может не получиться удержать внимание ребенка. Ничего страшного, главное в нашем деле – систематичный подход и постепенное наращивание времени занятий. Вы можете начать с 30 секунд и с самого маленького фрагмента, кирпичика, из которого потом мы с вами построим гармоничное, многостороннее знание ребенка об окружающем его мире.