До появления на испытаниях Экспертной группы по движущемуся изображению (более известной как MPEG) MP3 назывался BIT, что было производным от слова «битрейт». Тем не менее на испытаниях экспертной группы были использованы практически те же композиции, над которыми работала команда создателя MP3 Карлнхайнца Бранденбурга — то есть разницы между первыми .MP3 и .BIT нет.
Главным человеком в команде Бранденбурга по определению качества звука считался Бернхарнд Грилл, учёный с практически идеальным слухом. Впрочем, на первых порах его исключительные навыки не требовались. Повсеместно считается, что на первом тестировании немецкими учёными был использован хит Сюзанны Веги Tom’s Diner — в воспоминаниях Грилл говорит о том, что вступление изначально было похоже на звук скребущихся мышей. В недавней книге How Music Got Free, впрочем, утверждается, что Tom’s Diner была далеко не первой композицией — и на ней только проверяли качество чистого голоса (в самом начале Вега напевает мелодию безо всякого сопровождения).
До этого команда Бранденбурга уже кодировала оставшегося неизвестным пианиста, торжественную увертюру «1812 год» Чайковского (в том числе из-за звука пушек), Oye Mi Canto Глории Эстефан (скорее всего, из-за начального ритма) и Fast Car Трейси Чэпмен (из-за соло на гитаре). Доподлинно известно, что на испытаниях MPEG, где .MP3 боролся с продвигаемым Philips форматом .MP2 — и поначалу проиграл — использовались и Tom’s Diner, и Fast Car, поэтому вернее было бы назвать первыми MP3 обе песни. Бранденбург в одном из интервью отметил, что его не стоит называть «отцом MP3», потому что разработкой занималась целая команда — но точно так же у формата нет и «матери».
Чуть позже для оттачивания звучания в MP3 Грилл решит использовать и Scorpions с их хитом Wind of Change со знаменитым свистом в начале. После нескольких поражений команде .MP2 учёные создадут .M4A, который позже пригодится Стиву Джобсу и iTunes Store, а где-то в Америке появится первый пиратский .MP3. В этом году учёные и вовсе провернут с Вегой обратный трюк — создадут трек из того, что остаётся после компрессии, — но это уже совсем другая история.
КАРЛХАЙНЦ БРАНДЕНБУРГ учёный
«Во время разработки MP3 мы искали материал для тестов. В одном из немецких журналов, посвящённых Hi-Fi, я прочитал, что они тестировали колонки при помощи Tom’s Diner. Мы довольно спонтанно тоже решили попробовать — и голос Веги был буквально уничтожен предшественником .MP3. После этого довольно разочаровывающего опыта мы использовали песню снова и снова — чтобы видеть, насколько продвинулись дальше».