Как это принято в больших и многословных обзорах, начнем издалека. Из 1988 года. Тогда мировой рынок наушников был абсолютно не похож на сегодняшний. В десятки раз меньше брендов, менее специализированный — и уж точно не столь избалованный — покупатель, невысокий ассортимент дорогих топовых предложений и уродливая профессиональная техника (впрочем, то, что в тот момент смотрелось безобразно, в наши времена признается стильным ретро, и зачастую востребовано эстетами).
В то нелегкое время сугубо функциональные наушники с названием Sennheiser HD25 вышли на рынок с прицелом на звукоинженерную работу на ТВ, радио и концертных площадках. Клиенту они предоставляли честный ровный студийный звук и плотную звукоизоляцию, однако в процессе эксплуатации пользователи обнаруживали другие приятные сюрпризы: неубиваемая конструкция, комфортная посадка, неутомительный характер, устойчивость к звуковым перегрузкам. И, в придачу к этому, еще и превосходная музыкальность (далеко не всегда присущая студийному оборудованию).
Сумма этих характеристик привела к тому, что модель Sennheiser HD25 заполучила статус суперхита в среде ди-джеев — и вот уже более 25 лет эти закрытые наушники являются главной рабочей лошадкой диджейской индустрии. Вследствие того, что разработчики других брендов стали пытаться чем-то ответить на популярность Sennheiser HD25, развился современный разнообразный рынок наушников для ди-джеев.
Это совсем не означает, что в магазине с покупателя потребуют трудовую книжку с записью «DJ», и только после этого продадут пару профессиональных наушников. Нет, данного класса «уши» вполне дружелюбны и к обычному пользователю. А вот степень этого дружелюбия мы и постараемся оценить в данном тесте.
Итак, перед нами четыре диджейские модели Sennheiser — обновленная классика Sennheiser HD25 II и современные, более крупные накладные наушники: HD 6 Mix, HD 7 DJ и HD 8 DJ. Все одного ценового класса — 300 долларов плюс минус пустяки.
Sennheiser HD25 II Очень легкие, компактные, усидчивые, с традиционным, даже винтажным экстерьером, одно ухо можно свернуть (чтобы слушать только второе), имеется чехол и запасные накладки. Произведены в стране Ирландии. Сопротивление 70 Ом, т.е. должны легко работать с любым источником звука. Мы их будем тестировать на трех источниках звука: профессиональный аудио-интерфейс, смартфон и hi-end усилитель. То же самое позже проделаем и с остальными участниками теста.
В процессе прогонки задействован весь арсенал — джаз, классика, рок, металл, электроника. Очень скоро проясняется, что пусть с разным успехом, но Sennheiser HD25 II справляется со всем! Звук отменно сбалансирован — музыкален, честен и не утомителен даже после двух часов слушаний. Отличная атака. Четкий драйвовый бас. Никаких компромиссов по вокалу. Да, у них закрытый дизайн и сами наушники не очень крупные — отсюда глупо от них ждать размашистой сцены и ландшафтных образов, но пока ты слушаешь, то об этом не думаешь. Они увлекают.
Пусть эти наушники чуток унифицируют звук и наделяют любую музыку своим характером, но делают это в приятной, не оскорбительной форме. Они энергичны и позитивны. И hi-end усилитель, и студийная аудио-карта никаких капризов в работе с наушниками не выявили. Смартфон тоже способен с ними работать, хотя и не оглушительно громко. В качестве уличных наушников их вполне можно рассматривать — благо, что звукоизоляция хорошая, вес крохотный и есть дополнительный штекер мини-джек.
Минусы? Слегка поджатый звук, или, как говорят в таких случаях иностранцы — in your face — то есть лобовая подача, прямиком в мозг, когда ничто не размазывается вокруг красивыми атмосферными мазками. Но многим нравится именно так, особенно если в предпочтениях рок, тяжелый рок, танцевальная и электронная музыка.
Ну и олдскульный функциональный дизайн может не впечатлить тех, кто привык к дивным красотам современного аудио-моделирования.
Sennheiser HD6 Mix Исходным желанием автора теста было использовать HD25 II в качестве референсного образца, а уже все остальное сопоставлять с ними (благо, что и сам бренд Sennheiser позиционирует HD6, 7 и 8 как продолжателей традиций на новом уровне технологий). Но в процессе тестирования выяснилось, что характер звука свежих моделей отличается радикально.
Первое, на что падает глаз — не постыдная комплектация всех трех наушников: жесткий футляр на молнии, запасные накладки-амбушюры, два комплекта кабелей (прямой и крученый). Богато и предусмотрительно — хватит даже для военного похода!
HD 6 Mix — самый недорогой из участников теста, но выглядит совсем не бедно. Уже из названия ясно, что HD 6 Mix позиционируются как мониторные студийные наушники. Потому и сопротивление 150 Ом, что в самый раз для пульта, но многовато для смартфона.
Характер звука не яркий, аккуратный и разборчивый. Детальность и разборчивость имеется. Для работы с электронной музыкой самое то. Баса достаточно много, однако ему не всегда хватает координации — аудиофильски сложные треки заставляют его попотеть. Если взять песню «Crippled Inside» (альбом Imagine Джона Леннона, изданный на Mobile Fidelity Sound Lab) или же «Roundabout» (альбом Fragile группы Yes от того же лейбла), слышно как бас ведет себя суетливо и норовит потому промахнуться.
Если бы на собеседовании работодатель спросил, где наушники HD6 Mix видят себе через несколько лет, они бы ответили, что в должности надежной рабочей лошади на любой студии.
Sennheiser HD7 DJ / HD8 DJ
Братья-близнецы — их почти нереально различить внешне, да и звуком они близки чрезвычайно. То же можно сказать о технических характеристиках HD7 DJ и HD8 DJ. С HD6 кроме комплектации их роднит отсоединямый кабель, который можно пристегивать по желанию и к левому, и к правому уху.
Это не наушники, а почти трансформеры — прокрутить, сложить и выгнуть их можно, кажется, во всех пяти, а то и шести пространственных измерениях. Если у человека треугольная голова с рогом, то и для него найдется комфортная позиция. Для ди-джеев, стоящих у пульта по несколько часов это просто как перина с подушкой.
Наушники полноразмерные, крупные, но при этом необременительно легкие. Сопротивление — 95 ом для максимальной совместимости с диджейскими пультами. Если смартфон голосистый, то и он с раскачкой справится. Сидят плотно и внешние звуки пропускают в очень умеренных количествах.
В каталогах Sennheiser настойчиво указывается, что седьмая и восьмая модель HD заточены под увесистый бас. Бас действительно сильно раздут, но, к счастью не размазан, сохраняя четкие очертания в любой обстановке. Общая картина стала жирнее, и — как и положено при грамотной прокачке баса — субъективно объемнее. Само собой, такие преобразования всегда сопровождаются потерями (особенно ощутимыми в районе вокала), но зато можно получить грув от Massive Attack и мясо от Metallica в крайне убедительных масштабах. На свете миллионы людей, которых такое впечатлит.
А вот на джазе можно поставить крест: «The Girl From Ipanema» Гетца и Жильберто теряет всю интимность, а диски аудиофильского лейбла Telarc не работают так, как мы к тому привыкли. Впрочем, это совершенно логично — новая линейка позиционируется как угодно, но точно не как наушники для расслабленной акустической музыки. Это всепогодные диджейские рабочие лошадки с четким и разборчивым звуком, ну или интересный вариант для тех, кому вечно не хватает басового кача, и хочется его всегда иметь под рукой… на голове то есть.
Отдельно следует похвалить щедрый динамический диапазон, и тот факт, что перечисленные модели профессионально справляются с детализацией и очерчиванием звука и на малой громкости тоже. Однако чтобы добиться по-настоящему интересного вокала, громкость надо задрать заметно выше номинальной.
И последний вопрос — каковы различия в звуке между моделями 7 и 8? Небольшие, для многих слушателей эта разница будет проходить где-то по границе самовнушения. Восьмерка все же имеет тенденцию звучать масштабнее. Правильнее написать ЕЩЕ масштабнее.