Русская альтернатива – понятие, насколько конкретное, настолько и размытое. В этой статье мы поговорим о судьбе и развитии русской рок-музыки в ее альтернативном проявлении. Благо, информационный повод для этого более чем уместный: 15 лет исполнилось знаковой для данного направления группе “Маша и медведи”. Одна из популярнейших в прошлом команд отметила юбилей праздничными концертами в Москве и Питере, а также известиями о готовящемся новом альбоме (напомним: с выхода прошлого диска “Без языка” прошло без малого 6 лет)
Законный вопрос может возникнуть у читателя: чему противопоставляет себя эта самая “русская альтернатива”? Прежде всего, конечно, слово “альтернатива” здесь является калькой с западного понятия alternative scene, которое включает в себя множество музыкальных направлений и стилей. Но в нашей стране основополагающим становится момент отказа музыкантов 90х годов от традиций русского и советского рока 70-80х. “Чем необычнее – тем лучше”, вот девиз того времени, которое подарило слушателям немало интересных и самобытных музыкальных коллективов.
Группа “Маша и Медведи” никогда не терялась в ряду себе подобных, всегда находясь где-то в стороне. Ребята играли музыку хоть и попсового толка, но неизменно стильную и, что называется, “собственную”. Тексты, местами наивные, местами глубокие до мурашек, монотонные ритмы с намеками на увлечения электроникой, плотный гитарный звук и неспешный качающий бас. При этом едва ли не народная манера вокалистки – все это давало уникальное сочетание, ставшее для России конца 90х настоящим откровением. Из всех популярных рок-групп того времени “Маша и Медведи” были, наверное, самой модной, “несовковой”, истинно альтернативной.
Вчерашняя провинциала из Краснодара в один момент стала настоящей звездой на небосклоне отечественной музыки. Но внезапный успех – это еще и тяжелое испытание. И вновь вокалистка коллектива Маша Макарова поступает нетипично для отечественной рок-сцены: она не вымучивает альбом за альбомом, зарабатывая деньги на турах. Она попросту распускает коллектив и на несколько лет пропадает из поля зрения всех СМИ.
С тех пор прошло уже 15 лет. Казалось бы, история группы давно закончилась. Кто-то из бывших коллег открыл магазин запчастей, кто-то издает журнал, кто-то эмигрировал. Многих уже нет с нами. А “Маша и Медведи” снова в строю, готовят новый материал и радуют поклонников концертами. Вот только электронные эксперименты и заигрывания с трип-хопом теперь воспринимаются не как смелое новаторство, а лишь как элемент традиции. Да и сама повзрослевшая Маша напоминает на сцене далеко не Пи Джей Харви или Кортни Лав, а примадонну отечественного рок-н-ролла Настю Полеву. Дерзкая бритая голова, намеки на восточный мистицизм в прошлом. Что же получается? От чего бежали, к тому и пришли? Возможно. Творчество группы “Маша и Медведи” уже не назовешь альтернативным, теперь оно воспринимается как самый настоящий русский рок. Становится ли оно от этого менее интересным? А вот это уже сугубо личный вопрос, который каждый меломан решит для себя самостоятельно. Но нового альбома группы все же стоит дождаться, хотя бы для того чтобы узнать, куда на этот раз нас пригласит самая загадочная девочка современной отечественной музыки.