ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius – находящийся посередине), вставная сценка (комическая, музыкальная, танцевальная и т.п.), не имеющая непосредственного отношения к основному действию спектакля. Интермедии могут быть разыграны как во время антракта, разделяющего части основного спектакля, так и непосредственно включаться в действие в виде своеобразного экскурса, – как тематического (в рамках одного жанра), так и жанрового (шутовские вставки в трагедиях Шекспира).
Интермедия возникла в европейском средневековом театре, сопровождая трансформацию литургической драмы в мистерию. Под влиянием народного площадного театра, в строго формализованное звучание литургической драмы, входившей в состав рождественской или пасхальной службы, с течением времени начал проникать мирской язык, усиливались бытовые интонации. Это, несомненно, повышало популярность средневекового религиозного театра. Однако церковь не могла допустить нарушения канона ритуально-символического исполнения в конкретных инсценировках евангельских эпизодов. Народные выражения, бытовая манера исполнения были возможны лишь в комических эпизодах, резко разграниченных с основным действием драмы и предназначенных для эмоциональной разрядки публики.
Изгнание литургической драмы из церкви на паперть практически ознаменовало ее видоизменение в мистерию. К этому же времени в представлениях стали принимать участие и миряне, – естественно, в комедийных ролях. Мистериальные представления, приуроченные уже не только к религиозным, но и к городским праздникам, длились иногда несколько дней. Количество вставных эпизодов-интермедий постоянно возрастало, этому способствовал и их импровизационный характер: горячее одобрение и бурная реакция зрителей обусловливали их все увеличивающуюся продолжительность. Стихия балаганного театра подминала под себя пафосно-патетическое воздействие религиозных эпизодов. Комических интермедий становилось столько, что они трансформировались в отдельный жанр – фарс (от лат. farta – начинка, фарш). Однако интермедии продолжали существовать и в своем прежнем качестве вставных номеров.
Интермедии самого различного типа были распространены в театре эпохи Возрождения, особенно – в комедии дель арте, целиком построенной на импровизации. Интермедии широко использовали в своем творчестве Мольер, Шекспир, Сервантес, Лопе де Вега, Гольдони, Гоцци и другие великие драматурги. Широкое распространение интермедий во всей Европе породило национальные варианты их названий (интерлюдии – в Англии; пасос – в Испании, энтремиш – в Португалии).
В России интермедии известны с 16 в., когда в представлениях т.н. «школьной драмы» появились вставные «забавные игралища». В придворном российском театре 18 в. интермедии разыгрывались шутами, «дурацкими персонами». Весьма любопытно интермедии вошли в традиционную структуру народного славянского рождественского театра кукол – вертепа: для их исполнения предназначен нижний этаж вертепного ящика, в то время как действие, связанное с рождением Иисуса, происходит на верхнем этаже.
В современном театральном и эстрадном искусстве интермедии нередко приобретают характер своеобразного «капустника», строятся на непосредственном общении со зрительным залом и имеют злободневную направленность (зонги в спектаклях по пьесам Б.Брехта, интермедии спектаклей Принцесса Турандот в театре им.Вахтангова, Счастливые нищие в театре Станиславского и т.п.).