Кант (от лат. cantus - пение,песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально канты создавались на религиозные тексты и бытовали лишь в кругах духовенства и монастырского населения. Возникновение канта связано с развитием силлабич. поэзии (с сер. 17 в.). В первых сборниках К. (80-90-е гг. 17 в.) встречаются тексты Симеона Полоцкого, иеромонаха Германа, Дмитрия Ростовского и др. (имя автора иногда зашифровывалось в акростихе). В этих сборниках уже определяются основные черты музыкального строения канта, сохранявшиеся в дальнейшем: 3-голосное изложение с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармонич. опору, квадратная муз. строфа, охватывающая, как правило, 2-4 строки текста с цезурами, приходящимися на границы строк. Некоторое количество кантов было заимствовано из польских сборников (т. н. кантычки, отсюда назв. "кант") с сохранением текста подлинника или в переводе на церковно-славянский язык. Интонационный строй ранних кантов представляет собой сложный сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. Разновидностью К. является псальма, т. е. канты на тексты псалмов, изложенных в стихотворной форме.
После 1682 В. П. Титовым была написана музыка к "Стихотворной псалтыри" С. Полоцкого, включающей все 150 псалмов Давида. В дальнейшем слово "псальма" употреблялось в более широком смысле, по существу став равнозначным слову "Кант".
В 18 в. тематика кант расширяется, появляются канты патриотического, бытового, любовно-лирического содержания. Расширяется и сфера бытования кантов - они становятся излюбленной формой музицирования средних слоёв гор. населения. В период царствования Петра I возникают "приветственные", или "панегирические", кант, посвящённые крупным событиям гос. жизни, воен. победам и т. д. Мелодика этих кантов характеризуется фанфарными оборотами, торжественными ритмами полонеза, пространными ликующими руладами. Исполнение их часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.
Кант на победу при Полтаве (1717).
К этому же времени относится зарождение лирич. любовного канта, но окончательно этот вид канта складывается в 30-х и 40-х гг. 18 в. Наиболее ранний нотный сборник лиричных кантов под назв. "Куранты" датирован 1733. Курантами (или корантами) называются лирич. любовные канты и в некоторых позднейших сборниках. Возможно, что это определение исходит от названия танца куранта, применявшегося на Западе к песням лирического характера. В формировании канта значиительную роль сыграла поэзия В. К. Тредиаковского, на тексты к-рого было сложено неск. десятков К. Они создавались также на стихи М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. выдающихся рус. поэтов, однако в большинстве кантов слова, как и музыка, оставались анонимными. Нередко стихи любовного лирического содержания распевались на мелодию духовного или панегиричного канты, что приводило к резкому противоречию между образами текста и музыкой. Вместе с тем интонационный строй лиричного канта обогащается за счёт новых источников, впитывая в себя элементы бытующих танцевальных форм, главным образом минуэта. Хотя эти канты записывались по традиции на 3 строчках, не исключено, что их могли петь соло с сопровождением инструмента. На мелодику К. оказывала влияние и нар. песня. В кантовый репертуар 18 в. вошёл ряд популярных украинских песен. Близкое родство с русской плясовой народной песней обнаруживают многие канты шуточно-сатирического характера. Но в целом музыкальный и поэтичный стиль канта отличался от народнопесенного. Различными были формы бытования канта и народной песни. Встречающиеся в рукописных сборниках образцы подлинных народных песен в типичном для канта 3-голосном изложении немногочисленны и большинство их относится уже к последней трети 18 в.
Период наивысшего расцвета канта приходится на середину 18 в. (40-60-е гг.). В дальнейшем кант постепенно вытесняется новым типом сольной лирической песни с сопровождением ("российская песня"). Резко критически высказывались о словесной стороне канта один из основоположников русской литературы классицизма А. П. Сумароков и его последователь М. И. Попов. Тем не менее развитие канта продолжалось до конца 18 в., а отчасти и позже (гл. обр. в провинции и у старообрядцев). Некоторые канты в изменённом виде вошли в устную народную традицию.