Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, обычно с участием солистов, в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добвалены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.
Структура канонического реквиема, окончательно сложившаяся к 1570 году (была утверждена папой Пием V), соответствовала обычной католической мессе, но в нём отсутствовали Credo (Верую) и Gloria (Слава), вместо них были введены Requiem (в начале), Sequentia, Offertorium (Приношение даров) и Lux aeterna (Вечный свет)
Изначально, как и обычная месса, реквием складывался из мелодий григорианского хорала. Считается, что первый Реквием на канонический латинский текст был создан Гийомом Дюфаи, но до наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся реквием принадлежит Йоханнесу Окегему — сочинение acapella уже в полифоническом стилe
В XVII—XVIII веках реквием постепенно эволюционировал в сторону концертности, симфонизации, по стилю становился гомофонно-гармоническим.
Со временем исполнение реквиема утратило обрядовый характер и перешло в концертную практику[1].
Со второй половины XVIII века Реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие реквиемы не принадлежат к числу часто исполняемых (например, реквиемы Листа, Гуно, Сен-Санса, Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах).
В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу как частных лиц (например, Реквием В.А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI); многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов (например, Реквием Верди и Немецкией реквием Брамса); Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя...
В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.
К жанру Реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.
В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).
Структура канонического реквиема
I. INTROITUS — Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)
II. KYRIE — Kyrie eleison (Господи, помилуй).
III. SEQUENTIA 1. Dies irae (День гнева) 2. Tuba mirum — Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется) 3. Rex — Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия) 4. Recordare — Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный) 5. Confutatis — Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых) 6. Lacrimosa — Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)
IV. OFFERTORIUM 1. Domine — Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы) 2. Hostias — Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)
V. SANCTUS 1. Sanctus — Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф) 2. Benedictus — Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядый во имя Господня)
VI. AGNUS DEI — Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)
VII. COMMUNIO 1. Lux aeterna — Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи) 2. Libera me — Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)
Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части — In Paradismus.
Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, — Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus...