До Великой французской революции королем танцев считался размеренный менуэт. Затем на смену пришел вальс. Музыку к нему сочиняли многие композиторы. Нежную захватывающую мелодию узнает каждый, она волнует сердца и зовет кружиться в легком изящном танце.
«Вальс» - немецкое слово, в основе его лежит глагол «кружиться». Танцевать с кружением люди стали давно. Считается, что известный многим Венский вальс произошел от австрийского танца «Лендлер», который представлялся более грубым, не имеющим легкости и плавности. Многие композиторы обратили внимание на новый танец и сочиняли для него музыку.
Австрийский композитор Иоганн Штраус (старший) свою жизнь посвятил танцевальной музыке, особенно вальсам. После него коренным образом изменилось отношение к созданию мелодий для ставшего популярным танца. Из коротких легких произведений, предназначенных для развлечений, они превратились в глубокую проникновенную музыку, волнующую души слушателей. 152 произведения этого жанра созданы талантливым музыкантом, особой известностью пользуются «Вальс баядерок», «Дунайские песни», «Лорелея», «Тальони», «Габриэла». Сыновья Штрауса тоже были музыкально одаренными людьми. Йозеф рано умер, а имя старшего сына Иоганна приобрело мировую известность.
Иоганн Штраус (младший) увлекся музыкой против воли отца, желающего видеть сына юристом или коммерсантом. Младший Штраус обладал огромными способностями музыканта, свои первые танцевальные мелодии написал в шестилетнем возрасте. В 19 лет создал из друзей собственный ансамбль, впоследствии разросшийся до оркестра. Играл в нем на скрипке или выполнял обязанности дирижера сам автор. Превзошедший известного предка сын довел до совершенства созданный отцом Венский вальс, написал более трехсот мелодий этого жанра, за что общепризнанно получил именование «король вальса». Настоящими шедеврами считаются «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», представляющие единство разных национальных мелодий.
Торжественное шествие нового танца по Европе продолжалось. Известный русский композитор М.И. Глинка, вдохновленный любовью к Екатерине Керн, сочинил прекрасный, переполненный полетом любви и воображения «Вальс-фантазию». Долгое время Глинка тщательно отшлифовывал свое произведение, убирая все ненужное из оркестрового исполнения. Первая поэтическая зарисовка переросла в серьезную пьесу-поэму. По-новому зазвучавший «Вальс-фантазия» впервые был представлен публике в Павловске, а дирижером оркестра был сам Штраус. Русские симфонические вальсы берут начало с этого музыкального произведения М.И. Глинки.
На протяжении столетия звучат знаменитые вальсы из балетов П.И. Чайковского «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Вальс является частью музыкальной сюиты Арама Хачатуряна «Маскарад», сочиненной к драматическому произведению М.Ю. Лермонтова. В романтической благородной музыке Хачатуряна отразились человеческие страсти: любовь и ревность, отчаяние и коварство.
Русский музыкальный быт еще совсем недавно имел замечательную традицию: летом в городских парках играли духовые оркестры. Старинные русские вальсы являлись украшением концертных программ. Авторами многих музыкальных композиций были русские военные дирижеры. Достаточную известность приобрел И. А. Шатров, автор знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». Популярностью пользовались и его «Дачные грезы», созданные под впечатлением влюбленности.
Советские композиторы не обошли вниманием этот жанр и в трудный период Великой Отечественной войны. М. Блантер положил на музыку стихотворение М. Исаковского «В лесу прифронтовом» - появился один из любимых вальсов военного времени. В произведениях К. Листова «В землянке», М.Фрадкина «Случайный вальс» и других тоже слышится подобное звучание.
Заслуженный мастер песенного творчества Ян Френкель говорил, что предпочтение вальсу он отдавал из-за особенной доверительности этой музыкальной формы и широкого диапазона умещающихся в ней образов. Особенное воздействие производит на слушателя простая песня Я. Френкеля «Вальс расставания», ставшая известной после выхода на экран художественного фильма «Женщины».
И. Дунаевский сочинил музыку «Школьного вальса» к словам поэта М. Матусовского. Проникнутая доброй грустью лирическая мелодия будит в душе приятные воспоминания о годах юности, школе. Песня приобрела удивительный успех. И сейчас она непременно волнует человеческие сердца, является музыкальным атрибутом школьных выпускных вечеров.
Прекрасная мелодия вальса из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала любимой у многих людей. Составляющая «живой нерв» фильма музыка без слов словно передает чью-то душевную драму, зовет в мир грез и снова возвращает на землю. Популярность трогательной мелодии Евгения Доги превзошла ожидания автора. Теперь она неизменно звучит во дворцах бракосочетания, зовет молодоженов на первый танец.