1) Жанр вокальной музыки (оперной, кантатной), занимающий промежуточное положение между арией и речитативом. От арии отличается меньшими размерами, отсутствием определённой структуры, от речитатива - простотой и напевностью мелодии. Обычно обобщает содержание предшествующего речитатива.
В итальянской кантате и опере 17 в. (у М. А. Чести, К. Монтеверди) ариозо часто составляло важное связующее звено между речитативом и арией. Впоследствии стало применяться в итальянской кантате, реже в опере (особенно в сочинениях композиторов неаполитанской школы). Нередко (например, в кантатах И. С. Баха) ариозо представляет часть сцены речитативного характера (средний или, что более типично, заключительный её раздел).
В оперной музыке 19 в., в частности у русских композиторов - классиков, ариозо становится небольшой арией с мелодией напевно-декламационного (например, ариозо Кумы в опере «Чародейка») или лирически-песенного (например, ариозо Мазепы) склада.
Ариозо применяется и в некоторых операх 20 в., претворяющих традиции 18 в. (например, «Кардильяк» Хиндемита, «Похождения повесы» Стравинского).
2) Исполнительское обозначение, указывающее на певучий характер игры или пения (наподобие арии). В этом смысле не связано с каким-либо определённым жанром. Встречается у И. С. Баха (в отдельных номерах «Рождественской оратории»), у Л. Бетховена (в 3-й части фортепианной сонаты ор. 110).