Кантата (итал. cantata, от итал. и лат. cantare - петь; нем. Kantate) - крупное вок.-инстр. произведение, предназначенное, как правило, для одного или неск. солистов, хора и оркестра (известны и К. для одного хора, для одного солиста с оркестром). К. подразделяются на духовные (религиозные) и светские; с сер. 18 в. светские К. становятся всецело господствующей разновидностью. Встречаются К. разл. характера - торжественного, лирического, скорбного, радостного, повествовательного. Обычно К. состоит из орк. вступления (симфония, прелюдия, увертюра и т. п.), арий, речитативов и хоров. Исполнительский состав, структура, отсутствие сценич. действия сближают К. с ораторией. К. отличается от оратории меньшими масштабами, однородностью содержания, отсутствием драм. разработки сюжета, преим. камерным характером. В нек-рых случаях К. настолько сближается с ораторией, что трудно определить, к какому из этих жанров принадлежит данное произв.
История К. восходит к 1-й пол. 17 в.; первоначально термин "К." использовался в Италии как обозначение крупного вок. сочинения в противоположность сонате - инстр. сочинению. Первым термин "К." применил А. Гранди ("Cantate et Arie", 1620). Ранние итал. К. представляли собой сольные вок. пьесы, отличавшиеся от арии сквозным развитием музыки от строфы к строфе; объединяющую функцию выполнял бас, повторявшийся в неизменном виде (basso ostinato).
Начиная с кантат Б. Феррари (3 сборника, 1633-1641) обозначается противопоставление в К. речитативных и напевных, ариозных, эпизодов. Расцвет итал. К. в сер. 17 в. связан с творчеством Л. Росси, Г. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Чести, Дж. Легренци, А. Стра-деллы. Их К. складывались из нескольких арий da capo со вступительными речитативами. К. мастеров неаполитанской школы (А. Скарлатти и др.) обычно состоит из 2 контрастных арий da capo, связанных речитативом; сопровождение выписывалось в виде basso continue (см. Генерал-бас). Эти К. приближаются к оперной сцене; ария и оперная сцена постепенно вытесняют их.
Итал. К. были преим. светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Первоначально она была идентична духовному концерту. Важную роль в становлении духовной К. сыграли сборники текстов кантат, составленные Э. Ноймайстером (1704-14); в них сочетались библейские тексты, хоральные строфы, речитативы и арии da capo. К этому типу К. обратились, в частности, Г. Ф. Телеман и И. С. Бах, благодаря к-рому К. заняла почётное место среди современных ему крупных муз. жанров. Бахом написаны сотни духовных К. (значит. часть их утеряна, сохранилось немногим более двухсот), предназначенных для церк. праздников. Они разнообразны по составу исполнителей (для хора и солистов, для одного хора, только для солистов, для одного голоса с оркестром) и по содержанию. В большинстве случаев они включают речитативы и завершаются хоральной строфой. В их музыке выступает богатейший мир человеческих чувств - лирических и драматических, радостных, спокойно- созерцательных и трагических. Баху принадлежит также ок. 20 светских К. (самые известные - "Крестьянская", "Кофейная", "Феб и Пан").
Следующий этап в развитии жанра К. связан с творчеством В. А. Моцарта. В своих "масонских" К., созданных в последние годы жизни (1785-91), как и в мессах, Моцарт вырабатывал тот хоровой стиль, к-рый в столь совершенных формах представлен в его Реквиеме.
Во 2-й пол. 18 в. немецкая церк. К. подверглась критике со стороны представителей нем. просветительства и утратила прежнюю популярность. Значит. развития достигает нем. светская К., в особенности сольная, к-рая сформировалась ещё на рубеже 17-18 вв. под влиянием итал. образцов и была тесно связана с оперой ("Душевное удовольствие" Кайзера, Гамбург, 1698; сочинения И. Д. Хейнихена, Г. Ф. Телемана, И. А. Хассе, И. Г. Грауна, а также И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). С сер. 18 в. в сольных К. чаще используются нем. тексты, в мелодике проступают черты песенности ("Трагические кантаты" Шайбе, сочинения И. К. Ф. Баха, И. Ф. Кирнбергера, аббата Фоглера и др.), возникают своеобразные промежуточные, смешанные формы - песенная кантата ("Lied-Kantate"), кантатная песня ("Kantatenlied"). Нем. сольная К. явилась прообразом сольных драм. сцен И. Ф. Рейхардта ("Прометей", "Ганимед" на тексты И. В. Гёте), от к-рых прямые пути ведут к развитым формам шубертовской песни.
Во Франции кантатно-хоровые жанры играли большую роль во время Великой франц. революции; своим героич. пафосом они поднимали народ на борьбу против тирании. Много произв. этого рода создали Л. Керубини, Э. Мегюль, Ж. Ф. Лесюэр, Ф. Ж. Госсек.
Жанру К. отдал дань Л. Бетховен, написавший К. "Морская тишь и счастливое плавание" на стихи И. В. Гёте. Финал его 9-й симфонии с участием хора и солистов (на сл. "Оды к радости" Ф. Шиллера) по существу также является кантатой.
В творчестве композиторов-романтиков 19 в. жанр К. отходит на второй план. Ими созданы лишь отд. произведения в этом жанре либо приближающиеся к нему: "Победная песнь Мириам" Шуберта, "Аврора" Россини, "Рай и Пери" Шумана, "Первая Вальпургиева ночь" Ф. Мендельсона, "Последняя ночь Сарданапала" Берлиоза, "Бетховенская кантата" Листа (к 100-летию со дня рождения Бетховена), "Трапеза апостолов" Вагнера, "Ринальдо" Брамса. В этих и подобных им К. используются выразит. средства, типичные для романтич. оперы. Многие хор. произв. с оркестром, не достигающие масштабов оратории, но превосходящие по размерам простые песни, могут быть причислены к жанру К. (напр., "Триумфальная песнь" и "Песнь судьбы" Брамса и др.).
В 20 в. за рубежом возникают лишь единичные произв., трактующие жанр К. в духе романтич. традиции 19 в. Намечается понимание К. как произв., предназначенного для любительского музицирования, в особенности музицирования молодёжи ("Мы строим город" и др. кантаты П. Хиндемита, сочинения Й. Хаса, X. Бергезе и др.). Нек-рые сочинения, получающие назв. К., далеко отходят от типических внешних форм этого жанра (А. Веберн).
Первые рус. К. возникли в 18 в. (сочинены П. А. Скоковым). В числе К. нач. 19 в. - "Пир Петра I" и "Последний день Помпеи" А. Н. Верстовского. Во 2-й пол. 19 в. в жанре К. рус. композиторами-классиками был написан ряд значит. произведений, разнообразных по форме и содержанию. В их числе К., воплощающие образы родной страны ("Москва" Чайковского), историко-легендарные ("Песнь о вещем Олеге" Римского-Корсакова), запечатлевающие картины природы ("Из Гомера" Римского-Корсакова, "Весна" Рахманинова), К. углублённо-философского плана ("Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" Танеева); к жанру К. близка поэма "Колокола" Рахманинова. Создавались К., посвящённые знаменательным датам (кантата Глазунова к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Балакирева -к открытию в 1906 памятника М. И. Глинке в Петербурге и др.).
Сов. композиторы рассматривают К. как жанр, позволяющий доносить до широких масс слушателей большие, общественно значимые темы. Сов. К. отличает увеличение роли хора, насыщение вок. номеров интонациями нар. и массовой песни. Первые сов. К. относятся к нач. 30-х гг. ("Красной армии" Черёмухина). Ряд кантат был создан к 20-летию Великой Oкт. социалистич. революции ("Юбилейная кантата" Василенко и "Кантата к 20-летию Октября" Прокофьева, явившаяся важным вкладом в сов. муз. культуру). Значит. сочинения кантатного жанра возникли в предвоен. годы ("Александр Невский" Прокофьева, "На поле Куликовом" Шапорина) и в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 (поэма-кантата "Киров с нами" Мясковского, кантата "Сказание о битве за русскую землю" Шапорина, симфония-кантата "Украина моя" Штогаренко). В послевоен. сов. К. по-прежнему важнейшее место занимает героико-патриотич. тема ("Кантата о Родине" Арутюняна, "Над родиной нашей солнце сияет" Шостаковича и др.).
Взаимопроникновение, слияние разл. жанров муз. иск-ва, характерное для 20 в., относится и к жанру К. К. сливается с ораторией, симфонией, с музыкой к драм. спектаклям, фильмам. Даже произведения, не имеющие обозначения "кантата", часто обнаруживают близость к этому жанру. Нередко сюита, составленная из музыки к фильму, если в ней преобладают вокальные (хоровые и сольные) номера, получает назв. К. Таковы "Иван Грозный" и "Александр Невский" Прокофьева. В последнее произв. входит и большой симфонический эпизод. Оратория Прокофьева "На страже мира" могла бы быть названа К. Пример слияния К., оратории и симфонии в советской музыке - 13-я симфония Шостаковича.
В зарубежной музыке 20 в. произв., объединяющие черты К. и др. жанров, имеются у К. Орфа (сценич. кантаты "Carmina Burana", "Catulli carmina", "Триумф Афродиты"), И. P. Стравинского (опера-оратория "Царь Эдип" по своим размерам приближается к К.) и у мн. др. композиторов разл. школ и направлений.