Есть еще одна форма вокальной музыки — вокализ. Вокализ — это пьеса для голоса без слов, исполняется она на какой-нибудь гласной (обычно на «а»).
Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса,и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром).
Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов. Звучит подобная пьеса как инструментальная, но с большей теплотой.
Вокализ появился в середине восемнадцатого века. Первыми произведениями, исполняющимися голосом без слов, стали упражнения композиторов Люлли и Рамо. До девятнадцатого века упражнения, написанные в технике вокализа, широко применялись в учебных целях.
В девятнадцатом веке вокализ становится популярен благодаря многочисленным этюдам, в которых голосу аккомпанировало фортепиано. Большой популярностью пользовались, например, вокализы Джузеппе Конконе.
Во второй половине ХХ века на Украине и в России были опубликованы и нашли широкое применение в вокальной педагогике вокализы И. Н. Вилинской (1920—1986), дочери известного композитора Н. Н. Вилинского.
Наиболее известные музыкальные произведения, основанные на вокализе — «Вокализ» Рахманинова, «Хабанера» М. Равеля, «Бразильская бахиана № 5» Вилла-Лобоса и Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра. В индийской классической музыке используется прием aakaar — голосовые упражнения перед пением.