<br><br>Сама Веда содержит самые ранние письменные работы в области музыкальной науки. В Индии музыка , равно как и живопись, и сценическое искусство, считается божественным искусством. Брахма, Вишну, Шива - вечная Троица - были первыми музыкантами. <br><br>В Писаниях сказано, что Божественный танцор Шива в Его аспекте Натараджа разработал бесчисленные виды ритмов в Своем космическом танце вселенского творения, сохранения и разрушения, тогда как Брахма отбивал такт на звонких цимбалах, а Вишну ударял в священный барабан мриданга. <br><br>Сарасвати - богиня мудрости - символически часто изображается играющей на вине, матери всех струнных инструментов. Сама Веда содержит самые ранние в мире сведения по музыкальной науке. Кришна, воплощение Вишну, часто изображается с флейтой, на которой Он играет привлекательную песнь, призывая человеческие души, блуждающие в майе, в их Истинный Дом. <br><br>Краеугольным камнем индусской музыки являются так называемые раги , или неизменные мелодические гаммы. Шесть основных раг разветвляются на сто двадцать шесть производных рагини (жены) и путра (сыновья). <br><br>В каждой раге минимум пять нот: ведущая нота вади (царь), вторичная нота самавади (премьер-министр), вспомогательные ноты анувади (слуги) и диссонирующая нота вивади (враг). <br><br>Каждая из шести раг имеет естественное соотнесение с определенным часом дня, сезоном или правящим божеством, которое дарует какое-то конкретное могущество. Так, например: <br><br>(1) Хиндола рага играется лишь на заре, весной, дабы возбуждать настроение вселенской любви; <br><br>(2) Дипака рага играется по вечерам, летом, дабы возбудить сострадание; <br><br>(3) Мегха рага - это мелодия для полудня, в сезон дождей, дабы вызвать смелость; <br><br>(4) Бхайрава рага играется по утрам, в августе, сентябре, октябре для достижения умиротворения; <br><br>(5) Шри рага сохраняется для осенних сумерек, дабы достичь чистой любви; <br><br>(6) Малкоунса рага слышна в полночь, зимой для стимуляции доблести. <br><br>Древние риши открыли эти законы звуковой связи между природой и человеком. Поскольку природа является объективизацией Аум, Первого Звука или вызывающего вибрации Слова, человек в состоянии достичь контроля над всеми проявлениями природы путем использования некоторых мантр, или песнопение9. Исторические документы рассказывают о замечательных силах Мияна Тан Сена, придворного музыканта Акбара Великого, жившего в XVI веке. Когда император повелел петь ночную рагу, в то время как не небе сияло солнце, Тан Сен запел мантру, и весь дворец вмиг погрузился во тьму. <br><br>В индийской музыке октава делится на двадцать две срути, или четверти тона. Эти микротоновые интервалы делают возможными тончайшие музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической гаммы из двенадцати полутонов. Каждая из семи основных нот октавы в индийской мифологии ассоциируется с каким-нибудь цветом, пением той или иной птицы или звуком животного: до - с зеленым цветом и криком павлина; ре - с красным цветом и пением жаворонка; ми - с золотистым и блеянием козы; фа - с желтовато-белым и криком цапли; соль - с черным и пением соловья; ля - с желтым и ржанием лошади; си - с комбинацией всех цветов и ревом слона. <br><br>В западной музыке употребляются лишь три гаммы - мажор, гармонический и мелодический минор. Индийская же музыка различает семьдесят два тхата, или гаммы. У музыканта имеется творческий простор для бесконечной импровизации вокруг неизменной традиционной мелодии - раги, он сосредотачивается на чувстве или определенном настрое структурной темы и затем расцвечивает ее в пределах собственной оригинальности. Индийский музыкант не читает застывшие ноты, при каждом исполнении он заново одевает обнаженный каркас раги, зачастую придерживаясь единственной мелодической последовательности, подчеркивая повторением все ее тонкие микротоновые и ритмические варианты. <br><br>Древняя санскритская литература описывает сто двадцать тала - измерений времени. Говорят, что основатель индусской музыкальной традиции Бхарата различал тридцать два тала в песне жаворонка. Источник тала, или ритма, основывается на человеческих движениях - в два раза медленнее ходьбы и в три раза спокойнее дыхания во сне, когда вдох в два раза дольше выдоха. <br><br>Индия всегда признавала человеческий голос самым совершенным инструментом, образующим звук. Поэтому индийская музыка широко пользуется диапазоном голоса в три октавы. По этой же причине основное место в мелодии (последовательная связь нот) отводится ритму, а не гармонии (одновременная связь нот). <br><br>Индийская музыка всегда была субъективным, духовным и персонифицированным искусством, стремящимся не к симфоническому внешнему блеску, а к личной гармонии с Верховной Душой. Санскритское слово бхагаватхар - музыкант, более правильно переводится как: "тот, кто поет хвалу Богу". <br><br>Санкиртаны, или музыкальные собрания, являются одними из эффективных форм йоги или духовной дисциплины, так как неизбежно влекут за собой глубокое сосредоточение, интенсивное погружение в мысль-семя и звук-семя. Поскольку сам человек является выражением творческого Слова, звук оказывает на него сильнейшее и непосредственное воздействие, освещая путь воспоминанию о его божественном происхождении. Волнующая глубина восторга, доставляемого музыкой, вызвана вибрациями пробуждения одного из оккультных спинальных центров человека10. В эти благословенные моменты слабые воспоминания о духовном происхождении могут прийти к нему. <br><br>ИСТОЧНИК: Парамаханс Йогананда Автобиография йога. - К.: София, 2008