<br><br>Возможно, для многих это будет откровением, но на территории современного Вьетнама проживает более 60 народностей, каждой из которых присуща своя музыкальная культура. Так что вьетнамец вьетнамцу – рознь. И тем не менее самой многочисленной народностью этой страны являются вьеты - основной этнос Вьетнама. <br><br>К древнейшим памятникам их музыкальной культуры относятся бронзовые барабаны, гонги и литофоны, составлявшие в древних вьетских государствах основу церемониальных ансамблей. Было это полторы тысячи лет до новой эры, во времена бакшонской и донгшонской культур. А вот начиная со второго века до нашей эры, через соседние государства во Вьетнам стали проникать китайские и индийские музыкальные традиции, которые вступали во взаимодействие с музыкой вьетов, но были ограничены сферой придворного и храмового музицирования. Имеются ввиду конфуцианские и буддийские ритуалы. И лишь спустя семь столетий во Вьетнаме начали появляться общинные дома "динь”, в которых возрождалась, а зачастую формировалась заново родная вьетнамская музыкальная традиция. Наиболее интенсивно музыкальные обычаи вьетов стали развиваться в Х веке, потому что именно тогда было образовано независимое от Китая централизованное государство Дайвьет. <br><br>Примерно в то же время чрезвычайно популярными были сельский музыкальный театр "тео” и кукольный театр на воде "руа нуок”. Повсюду проводились певческие соревнования, а в творчестве бродячих слепых музыкантов стали развиваться традиции песен повествовательного характера. Но, пожалуй, самой самобытной стала традиция женского пения "ка чу”, т.е. развлекательная форма исполнения песен профессиональными певицами "адао”. <br><br>Классические формы вьетнамской музыки сложились примерно в середине 16 века. Их схожесть с китайской музыкальной традицией объясняется тем, что наряду с конфуцианским учением на придворную культуру государства Дайвьет оказывал воздействие китайский классический театр. Поэтому в процессе активной вьетнамизации элементов китайской музыки возникли явления, отличающиеся большой национальной характерностью – например, многосоставные церемониальные оркестры "зяо фыонг” и драматические представления "донг ван”, считающиеся одной из вершин классического театра Юго-Восточной Азии. <br><br>Примерно в то же время среди аристократии появилась мода на распевание классических поэм в сопровождении лютни, которая сохранилась и в наши дни. Что же качается традиционных вьетнамских инструментов, без которых была бы немыслима музыка этой страны, то в первую очередь стоит назвать флейту "сяо”, двухструнный смычковый инструмент "дан бао”, 16-струнную цитру, а также разнообразные колокольчики и трещотки. Кроме того, многочисленные народности Вьетнама издавна использовали инструменты из бамбука – например, губной орган "хен”. Большой популярностью также пользовались бычий рог "ки па” и свистулька из древесного листа "кен ла”. <br><br>Вообще, всю вьетнамскую музыку можно разделить на два типа: "бак”, т.е музыка, выражающая радость, и "нам” – музыка, символизирующая спокойствие и грусть. В свою очередь каждый из этих типов имеет несколько эмоциональных оттенков, от которых зависят ритмический рисунок, мелодия и тембр. <br><br>В начале ХХ века, как следствие французской колонизации, во Вьетнам стали проникать элементы западноевропейской музыкальной культуры. В Ханое открылась первая вьетнамская консерватория, а на юге страны появился музыкальный театр развлекательного типа "кай лыонг”. <br><br>Если вдруг вам захочется на досуге послушать хорошую вьетнамскую музыку, можно посоветовать несколько замечательных вьетнамских композиторов, среди которых Нгуен Суан Хоат, Лыу Хыу Фыок и То Нгок Тхань. <br><br>Макс Климов, Кузбасс FM