<br><br>Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. Сведения о ее античном и средневековом периодах развития дают терракотовые статуэтки, настенные росписи, книжная миниатюра. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила различные исторические этапы, в результате был выработан и усовершенствован особый стиль и закономерности творчества, необходимые нравственные ценности, основанные на национальном наследии и традициях. <br><br>Жанры традиционной инструментальной музыки и её структура также формировались в течение столетий на свадебных и других обрядах, народных гуляниях и праздниках. Она бытует в сольном и в ансамблевом исполнительстве, соответственно из числа однотипных (сольных) и разнотипных (ансамблевых) музыкальных инструментов. Музыканты, играющие на разных инструментах, объединяются в ансамбли. Ансамбли, выступающие на улицах и площадях, включают инструменты с сильным звуком (духовые и ударные). Другие ансамбли сопровождают выступления певцов. В них преобладают инструменты с более тихим и мягким звуком (различные струнные инструменты, к которым присоединяются най-флейта и дойра). <br><br>Примечательными в узбекской вокально-инструментальной музыке являются макомы. <br><br>Макомы - крупный инструментальный циклический жанр. Макомы в Узбекистане разделяются по своим локальным признакам на: <br><br>- бухарский "Шашмаком" - цикл из шести макомов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок); <br><br>- цикл "Хорезмские макомы" (Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, Панжгох); <br><br>- "Фергано-Ташкентские" макомные циклы (Бает, Чоргох, Шахнози-Гулер, Дугох-Хусайни, Мискин, Насруллои и др.). <br><br>Макомы бухарского и хорезмского циклов подразделяются соответственно на два крупных раздела-цикла: <br><br>- инструментальный, именуемый в каждом цикле Мушкилот и Чертим йули; <br><br>- вокальный (Наср и Айтим йули). <br><br>Тематика макомов ограничивается сферой лирики. Поэтическими текстами для вокальных разделов макомов служат стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи, Атои и др.). В каждом макоме важное значение имеет система ладоинтанационного развития, связанного с особенностями мелодики и ритмики. Важную роль в этом играют ауджи - исполнение кульминационных построений в высоком регистре и усули (ритмоформулы) - метроритмические построения, исполняемые ударными инструментами. <br><br>Лучшие традиции макомного искусства получили развитие в исполнительской культуре Ота Джалала Насырова, Ота Гияза Абдугани, Домла Халима Ибадова, Леви Бабаханова (Бухара), Матпана ота Худайберганова, Хаджихана Болтаева, Камильджана Атаниязова (Хорезм), Мулла Туйчи Ташмухамедова Шорахима Шоумарова (Ташкент) и др., а в последние годы в творчестве Фаттоххона Мамадалиева, Хасана Раджаби, Машраба Эрматова и др. Лучшие традиции исполнительства бухарского и фергано-ташкентского макомов развиваются в творчестве ансамбля макомистов им. Ю.Раджаби при Узгостелерадиокомпании, хорезмских макомов - в ансамбле макомистов при областном телевидении Хорезма. Во многих районах Узбекистана функционируют самодеятельные макомные ансамбли. <br><br>Наряду с традиционной инструментальной музыкой, в конце 30-х годов прошлого столетия формировался принципиально новая исполнительская культура, имеющая европейскую ориентацию с характерными стилевыми, жанровыми и исполнительскими чертами. В результате чего образовался особая разновидность музыки письменной традиции, со своим репертуаром, типом ансамбля и кругом слушателей. <br><br>На сегодняшний день наблюдается интенсивный подъем традиционной инструментальной музыки, который со своей содержательностью продолжает отражать образ жизни, в контексте функционирования системы быта и культуры узбекской нации. Традиции ансамблевого исполнительства получили большое развитие в Узбекистане. На базе реконструкции народных инструментов созданы народные многоголосые оркестры и ансамбли однотипных инструментов: ансамбль дутаров, ансамбль чангов и др. <br><br>Источники: <br><br>http://intangiblenet.freenet.uz/ru/uzb/uzb332.htm <br><br>http://www.tashkent.uz/