АЗЕРБАЙДЖАН. МУГАМ И ДРЕВНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
<br><br>Азербайджанcкая музыка основывается на богатом музыкальном инструментарии, известном еще с древнейших времен, о чём свидетельствуют многочисленные письменные, устные и визуальные материалы, а также памятники материальной культуры, дошедшие до нас. Средневековые музыкально-теоретические трактаты азербайджанских авторов, классическая средневековая поэзия и книжная миниатюра содержат ценные сведения о музыке и музыкальном инструментарии прошлых веков и являются важными источниками для изучения истории музыкальной культуры Азербайджана. <br><br> <br><br>Благодаря им оказалось возможным установить, что в средневековой музыкальной культуре Азербайджана использовалось более 60-ти струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов. В частности, обширную информацию об этих инструментах можно найти в поэтических произведениях великих азербайджанских поэтов Низами Гянджеви (ХII век) и Мухаммеда Физули (ХVI век), в научных музыкальных трактатах крупнейших теоретиков восточной музыкальной науки Сафиаддина Урмави (ХIII век) и Абдулгадира Марагаи (ХIV век), а также в трудах Мир Мовсума Навваба Карабаги (XIX век - начало XX века). Множество сцен из музыкальной жизни, а также большое число средневековых музыкальных инструментов отображены в книжных миниатюрах выдающихся азербайджанских художников ХV-ХVI веков Султан Мухаммеда, Ага Мирека, Мирза Али, Музаффар, Мир Саид Али. <br><br> <br><br>Более 30-ти лет я занимаюсь изучением и восстановлением этих древних музыкальных инструментов. В результате долгой и упорной работы мне удалось возродить и озвучить такие средневековые музыкальные инструменты, как ченг, сантур, барбет, чагане, ширванский танбур, руд, рубаб, и голча гопуз. <br><br> <br><br>С двумя из этих инструментов, с ченгом и барбетом, я хочу ознакомить вас подробнее. <br><br> <br><br>Ченг - один из древнейших музыкальных инструментов, родиной которого считается Египет. Восточные легенды приписывают этому инструменту божественное происхождение. Не случайно, что на некоторых рисунках ченг был изображен в виде светлого ангела. <br><br> <br><br>В Азербайджане ченг использовался в музыкальной практике ещё до нашей эры, что подтверждается памятниками материальной культуры. Так, в результате археологических раскопок в селе Шатырлы близ древнего города Барда (Азербайджан) были найдены керамические сосуды, на которых изображена фигура женщины, играющей на ченге. Эти сосуды датируются IV-III вв. до нашей эры и являются памятниками местной материальной культуры. Исследователь музыки тюркских народов доктор Фарух Сумер в своей статье "Музыка и танцы древних турков" писал: "Среди культурных памятников, найденных во время раскопок на алтайских курганах, наибольший интерес представляют два ченга. Они были отнесены к 250-500 годам до нашей эры". <br><br> <br><br>Ченг был очень распространён в музыкальной жизни средневекового Азербайджана, как и в других странах Востока. О ченге подробную информацию дают музыкально-теоретические трактаты средневековых авторов, его изображение часто встречается на живописных миниатюрах, украшавших рукописные книги того времени. Великий азербайджанский поэт Низами так писал о ченге: <br><br> <br><br>"Шелк этих щедрых струн <br><br>О ченг, твое лицо <br><br>Грим: серьга напевности <br><br>К словам и музыке царь <br><br>Устремился разом <br><br>Что заиграет ченг? <br><br>Каким утешит Сказом?" <br><br> <br><br>Внешне ченг, кажется, устроен довольно просто. По некоторым суждениям, ченг произошел от охотничьего оружия - лука и стрелы. Выдающийся музыкант, теоретик и композитор ХIV века Абдулгадир Марагаи дал следующее описание ченга: "Это знаменитый инструмент, на него натягивается кожа, а струны делают из нити. Играющие на этом сазе музыканты, называют эти книги ладами. Иногда на него натягивают 24 струны". О строении ченга различные источники дают разную информацию, из чего можно заключить, что этот инструмент на протяжении истории своего существования развивался и технически совершенствовался. Ранние виды ченга были 6-9 струнными инструментами, тогда как поздние его виды имели 24-28 струн хроматического порядка. На корпус инструмента натягивалась либо рыбья, либо джейрановая кожа. <br><br> <br><br>На ченге играют, так же, как и на арфе, пальцами правой и левой руки. Диапазон инструмента охватывает звуки от "соль" малой октавы до "фа диез" второй октавы. <br><br> <br><br>В азербайджанской музыкальной практике ченг оставался популярным до второй половины XVII века. К XIX веку он полностью вышел из употребления в Азербайджане. Не уступал в популярности ченгу и другой старинный струнный музыкальный инструмент - барбет. По мнению многих исследователей, название барбета имеет арабское происхождение и переводится как "грудь утки". Создателем этого инструмента считается Барбед, знаменитый придворный певец, музыкант и композитор сасанидского царя Хосрова Парвиза. Известный музыковед Узбекистана Тамара Вызго полагает, что барбет и "аль уд" являются родственными инструментами. Как известно, инструмент "аль-уд" перешёл от арабов в европейские страны под своим же, слегка искажённым названием "лютня". Барбет относится к относится к группе инструментов типа лютни, но, в отличие от лютни, он имеет более крупный корпус и длинный гриф. Из письменных источников известно, что барбет настраивался как древняя лютня, а струны древней лютни настраивались по квартам. <br><br> <br><br>Барбет изображён на многих восточных средневековых книжных миниатюрах. Его изображение часто встречается на миниатюрах знаменитого художника Мирза Али, украшавших рукописный список поэмы "Хосров и Ширин" Низами. Судя по этим визуальным источникам, барбет, чаще всего, использовался на дворцовых пиршествах и прекрасно сочетался с ченгом. Поэтическое описание дуэта этих двух инструментов мы находим у Низами: <br><br> <br><br>"Взял Некиса свой ченг, барбет свой взял Барбед. <br><br>И звуки понеслись в согласии крылатом <br><br>Так в розе цвет ее согласен с ароматом <br><br>Барбет и ченг пъянят … нет дальше сил". <br><br> <br><br>У азербайджанского поэта XII века Афзаладдина Хагани мы нашли довольно подробное описание технических особенностей строения барбета, согласно которому этот инструмент в то время имел 8 жильных струн и четыре резонаторных отверстия, так называемые "четыре звездочки". На барбете, восстановленном мной, имеется несколько звуковых резонаторов. Его дека изготовлена из сосны, на гриф натягиваются 6 пар жильных струн. На нём играют медиатором. В отличие от лютни, барбет имеет 10-12 ладов и его диапазон охватывает звуки от "ми" большой октавы и "си" 1-ой октавы. И ченг и барбет, а также их локальные модификации, помимо Азербайджана, бытовали также в Ираке, Иране, Турции, в Средней Азии. <br><br> <br><br>Меджнун КЕРИМОВ, кандидат искусствоведения <br><br>Источник: http://www.irs-az.com/