Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей или такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса. Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.
Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
Почти на протяжении всей его жизни использование контрабаса было ограничено тем, что он был инструментом в ансамбле и очень редко использовался для соло. До начала 18-ого столетия для контрабаса не было концертов, но затем Гайдн включил в некоторые свои новаторские симфонии, например, 6, 7 и 8 («Утро», «Полдень», «Вечер») соло для контрабаса, для того чтобы похвастаться недавно приобретенным виртуозным игроком на контрабасе в оркестре принца Эстерхэзи.
Было бы хорошо подумать, что эти симфонии зародили новый интерес к контрабасу, но так как они были слишком малоизвестны, этого не случилось. Однако, по счастливому совпадению вскоре после этого, появился целый поток из 28 концертов, написанных немецкоговорящими композиторами – Хоффмейстером, Ванхалом и Диттерсдорфом. Все они стали известны Гайдну.Но, однако, эпоха контрабаса все еще не настала, так как большинство этих концертов были единственными экспедициями на неизведанные территории, совершенными этими композиторами.
Даже Моцарт, который любил сочинять грандиозные партии для всех видов инструментов, внес лишь одну причуду для контрабаса: это была его ария ''Per questa bella mano' для баса и контрабаса. В начале 19-ого столетия произошел настоящий взрыв в развитии музыкальных инструментов и интереса к виртуозам, играющим на них. Прогресс не обошел и контрабас, и чемпионом по игре на нем был итальянский музыкант Доменико Драгонетти (1763-1846 г.).
В течение 19-ого и 20-ого столетия множество педагогов и исполнителей расширили технику игры на контрабасе до существующих пределов. Среди них нужно упомянуть Густав Ласка, Лебрехт Годеске, Эдуард Маденский, Итало Каймми, Эдуард Нанни, Франц Зимамдл, Джозеф Эрдб, а так же Сергей Куссевицкий, который в последствии стал выдающимся дирижером Бостонской Симфонии. Этими композиторами были написаны бесчисленное число концертов, партий, методов и этюдов.