Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей или такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса. Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.
Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
Брелка, или брёлка, это усложненная версия дудочки-жалейки – пастушьего язычкового духового инструмента. Брелка отличается от жалейки наличием двойного язычка-пищика, как у гобоя, поэтому звук брелки на протяжных мелодиях нежный и мягкий. Собственно, брелка и представляет собой ни что иное, как примитивный гобой.
Брелка состоит из конусообразной игровой трубки, расширяющейся к концу ствола, и овального раструба-резонатора на конце, предназначенного для усиления низких звуков. Кроме того, для брелки характерен мундштучок с так называемой пищалкой из двух тростниковых пластинок. Брелка имеет 7-8 отверстий и обладает диатоническим строем.
Язычки-пищики брелки изготовляются из пластинок тростника. Тростник для пищиков подбирают таким, чтобы он по диаметру совпадал с трубкой, на которой крепятся язычки. Длина инструмента вместе с резонатором составляет порядка 30 сантиметров. Брелка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра.
Музыка жалеек проста мелодически, но достаточно насыщена с ритмической точки зрения. Обогатить мелодию можно форшлагами на верхних звуках. Чаще всего используются в сочетании с другими инструментами: дудкой, балалайкой, скрипкой. На рисунке даны размеры сопрановой соль-мажорной брёлки. На ней играл бывший артист оркестра хора им. Пятницкого В. Воронков. Корпус его инструмента выточен на токарном станке из самшита и состоит из двух половин, вставляющихся одна в другую. Воронков использовал в своей практике обычные гобойные трости, которые делал сам или покупал в музыкальных магазинах. Звук его инструмента нежный и красивый в протяжных мелодиях, острый и задорный в быстрых, плясовых. Для изменения строя применяются специальные колечки или воск (см. главу о свистящих инструментах).