Любители классической музыки хорошо знают такие симфонические оркестры, как оркестр Концертгебау из Амстердама, оркестры Берлинской и Венской филармоний, Лондонский симфонический оркестр. Но даже таким именитым коллективам для того, чтобы выжить и успешно продавать свой товар - музыку, надо рекламироваться. Не для того, чтоб бороться между собой, а чтобы успешно отвоевывать своего клиента у книг, кино и телевидения, что сделать очень трудно: ведь есть такие замечательные фильмы как Сериал Мгла, который смотрят тысячи людей и завоевать которых достаточно сложно. А для оркестров эта задача не из простых, ведь и рекламироваться, как их конкуренты, они не привыкли, да и рекламные бюджеты оркестров невелики. Результат – разный: от эпатажных и провокационных работ до настоящего искусства. А, впрочем, судить вам, слушателям. Вашему вниманию – подборка плакатов, рекламирующих мировые симфонические оркестры и концертные залы.
Безусловный рекордмен по количеству примечательных печатных работ - Дортмундская филармония (Филармония Westfalen). Но - обо всем по порядку. "Место, где музыка чувствует себя, как дома" - этот слоган проводимой в 2007 году рекламной кампании агентства Jung von Matt для Дортмундской филармонии хорошо раскрывает смысл кампании.
Графический дизайн создаёт образы нот, которые легко запоминаются. Эти странные значки, понятные музыкантам, здесь действительно дома: в спальне, на кухне и в ванной они занимаются тем, чем положено. Они раскованны: увлекаются видеоиграми, расслабляются в ванне, занимаются сексом и любят вкусно поесть. Идея проста и понятна: слушатели будут чувствовать себя на концертах в Дортмундской филармонии непринужденно, совсем как дома. Но, согласитесь, воплощена она несколько пренебрежительно по отношению к потенциальным посетителям филармонии. Нужно обладать хорошей долей юмора и самоиронии, чтобы воспринять эту рекламу правильно.
Другая, более тонкая и изобретательная рекламная кампания Дормундской филармонии проходила под слоганом "Музыка для каждого". Креативная группа весело утверждает, что в Дортмундской филармонии найдется музыка для всех, даже для любителей пирсинга и порнозвезд. Этот плакат, выполненный в виде нотного листа с намеренно "перевернутыми" цветами (белые ноты на черном фоне) против традиционного изображения, вызывает улыбку, его интересно рассматривать, и он нравится практически всем. Смысл рекламы: музыка должна быть доступна каждому, а такой плакат может и должен быть размещен в любой школе музыки.
Следующие принты, выполненные для все той же Дортмундской филармонии, развивают тему одержимости музыкантов, их одаренности и безумной преданности искусству. Рекламное агентство Jung von Matt проводит для концертной программы "Junge Wilde” печатную рекламную кампанию со слоганом "Таланты не из этого мира". В соответствии с ним, и графика постеров, рекламирующих неземные таланты, тоже нереальна: в ней современная фотография-портрет совмещена с классической живописью маслом. Виртуозы-музыканты пианист Martin Stadtfeld, скрипачка Patricia Kopatchinskaja и оперная певица Annette Dasch изображены в виде кукол, которыми управляют неземные силы. Картины ада и рая созданы польским художником Wojciech Klimek специально для этой рекламной кампании. Следующая серия принтов была создана в 2008 году уже для Цюрихского камерного оркестра. Швейцарское отделение агентства Euro RSCG, занимавшееся разработкой рекламной кампании, наглядно продемонстрировало ощущения от музыки на физиологическом уровне. Графический язык этой рекламы звучит очень впечатляюще и чётко, принты не перегружены цветом. Они убеждают, что музыканты этого оркестра наверняка сыграют так, что и слёзы потекут, и сердце забьется, и волосы встанут дыбом. Реклама признана лучшей на престижном европейском рекламном фестивале Eurobest, удостоена бронзовой награды на Каннском фестивале 2009 года в категории «наружная реклама», ей также присвоены и другие многочисленные призы. Для того, чтобы увлечь молодежь, рекламисты стараются осовременить симфоническую музыку, соединить её академичность с юмором, внести в плакаты элементы нашего времени. К примеру, в рекламе стамбульского симфонического оркестра Borusan, разработанной агентством Piramit, гении классики изображены так: Шуберт - с iPod, Бетховен - с кофе латте, а Моцарт - в солнцезащитных очках. В продолжение темы осовременивания классики - серия принтов от Radio Cultura. С целью привлечь молодежную аудиторию, оно создало ряд плакатов с именами известных композиторов-классиков, изобразив их в хорошо узнаваемой стилистике логотипов и названий популярных рок-групп: Моцарт - в виде логотипа группы Metallica, Брамс – а-ля Bob Marley, а Бах - как логотип ACDC. Интересная серия минималимстичных принтов создана сравнительно недавно тем же агентством Euro RSCG для уже упоминавшегося камерного оркестра Цюриха. Принты сравнивают виртуозность исполнителей поп-музыки и классических композиторов, демонстрируя непосредственно на инструментах, какая часть их диапазона используется для исполнения произведений Моцарта, Бетховена, Вивальди, а какая - для композиций David Hasselhoff, Rednex или Ace of Base. Сравнение, как можно догадатсья, не в пользу последних. Не слишком корректный ход по отношению к коллегам-музыкантам, в каком бы жанре они ни работали, но во многом благодаря этому такая реклама запоминается. Как видим, реклама классической музыки требует от своих создателей такта и изобретательности, чтобы найти хрупкий баланс между высокой материей искусства и обращением, понятным простому зрителю и слушаетлю, еще не открывшему для себя Чайковского и Бетховена. Как, в рекламной погоне за новоиспеченными почитателями классики, не отпугнуть существующую аудиторию концертных залов, большей частью являющейся публикой консервативной? Сохранить верность себе, не опустившись до уровня обывателя, и в то же время заинтересовать его – большое искусство. Но люди действительно талантливые талантливы во всем, и успешно справляются с такой задачей, а некоторым их идеям вполне могут позавидовать многие корпорации с большой рекламной историей.