Многие композиторы любят использовать в своем творчестве натуральные звуки природы, в первую очередь — пение певчих птиц. В музыкальном произведении появляется ни с чем несравнимый колорит, когда в нем слышатся соловьиные трели, стук дятлова клюва или звонкая перекличка кукушки. Орнитолог А.С. Мальчевский рассказывает нам об использовании знаменитыми композиторами птичьих мотивов в своих произведениях, чтобы оживить их, придать глубокую смысловую окраску и проникновенность.
Николай Андреевич Римский-Корсаков любил составлять нотные записи птичьих голосов. Потом он умело вставлял их в отрывки своих произведений. Многие его произведения в исполнении большого симфонического оркестра содержат пение птиц, например, опера «Снегурочка» наполнена голосами кукушки, снегиря и некоторых других. В Пасторальной симфонии Л.В. Бетховена можно услышать пение соловья, перепелки и кукушки, в Шестой симфонии задействована иволга. Профессионально и очень красиво звучат голоса птиц, и журчит вода во фрагментах знаменитых произведений Джузеппе Верди «Аида» и Эдварда Грига «В пещере горного тролля».
Звуки птичьих трелей не только приятны, они успокаивают человека, расслабляют. В медицинской практике повсеместно применяют такую терапию. Известно, что после прослушивания произведений с использованием голосов птиц мучающиеся бессонницей люди лучше засыпают. У них улучшается общее состояние организма: понижается церебральное перфузионное давление, меньше болит голова, проходит усталость и раздражительность. В Англии проводили эксперименты с классической музыкой, содержащей пение птиц, транслируя ее через громкоговорители прямо на улицах. Таким образом, удалось добиться снижения подростковой преступности, на улицах меньше происходило драк и нападений на прохожих.