<br><br>Конго – небольшая страна на западе центральной Африки. Именно здесь живут маленькие темнокожие человечки, которых традиционно принято называть «пигмеями». <br><br>Первым европейцем, который своими глазами увидел живого пигмея был немецкий ботаник Георг Швайнфурт. Произошло это сто тридцать четыре года тому назад – в 1870-м году. Пигмеи – это аборигены Африки, которые оказались в лесах, отступая от неприятеля. Причем, пигмеи – это не просто иной народ, и даже не просто один из многих африканских народов, это иная раса. <br><br>Раньше пигмеи носили набедренные повязки, теперь они носят джинсы, майки, платья и юбки, что не могло не отразиться на традиционной пигмейской музыке. <br><br>Удивительно, но песни, которые пигмеи поют, находясь в лесу, - это совсем иные песни нежели те, которые те же самые пигмеи поют, приближаясь к деревне. А находясь в деревне, то есть выходя из леса к чужим, они поют что-то еще совсем иное, это буквально не их песни. Другими словами, чтобы записать песни пигмеев, нужно идти вместе с ними в лес. Но лес этот полон звука – это вовсе не нейтральное акустическое пространство, лес наполнен звоном цикад, кваканьем лягушек и криками птиц. И получается, что невозможно ликвидировать этот постоянный шумовой фон, без него песен пигмеев не бывает. <br><br>Традиционная музыка жителей тропических лесов Африки - это довольно сложно устроенная музыка, которую исполняют по самым разным поводам – и в не последнюю очередь для развлечения, то есть это музыка предназначенная для радости души, для сопереживания и как минимум – просто для слушания. <br><br>Вообще говоря, пигмеи умеют играть на всех инструментах, которые используются жителями деревень на окраине большого леса, но сами они не занимаются изготовлением барабанов из стволов деревьев, у них нет собственных инструментов. Пигмеи ведут кочевой образ жизни, всё своё носят с собой, презрительно относятся к оседлому образу жизни и к сельскому хозяйству, и музыкальные инструменты в лес за собой не таскают. Вместо барабанов они часто просто хлопают в ладоши или стучат палочкой по палочке. Все серьёзные музыкальные инструменты, которые можно услышать на записях, взяты напрокат у соседних народов. Из леса пигмеи выходят, только для того, чтобы обменять то, что в лесу есть – главным образом, дичь, - на то, чего в лесу нет – в первую очередь, соль. <br><br>Из сказанного ясно, что поют пигмеи много и весьма охотно. Поют они на много голосов, и очень часто при этом обходятся без слов, употребляя ничего не значащие слоги и гласные звуки. <br><br>В песнях пигмеев постоянно повторяется одна и та же ритмическая формула. Она является своего рода сеткой. Каждый из поющих точно знает, в каком месте он может вступить: каждая песня вовсе не состоит из одной мелодии, но, скорее, из набора взаимозаменяемых мелодических кирпичиков. Пигмеи очень внимательно слушают друг друга, уделяют много внимания окраске звука и всячески избегают петь в унисон: если в момент нового повторения цикла несколько человек чисто случайно попадают в унисон, они тут же начинают раздвигать свои голоса. Пение в унисон равнозначно просто молчанию. <br><br>Надо сказать, что научиться такому гибкому взаимодействию довольно непросто – каждый из участников этой акустической игры должен знать все возможные варианты продолжения бесконечной многослойной мелодии. Полифоническое пение пигмеев – это настоящая коллективная импровизация, которая подчиняется достаточно строгим законам. И пигмеям они известны – когда кто-то сбивается или поёт явно не туда, ему объяснят, в чём именно состоит его ошибка. Но, вообще говоря, дети учатся этому искусству одновременно с умением говорить. Они поют вместе с родителями и с друг другом. Каждый пигмей владеет всем обширным музыкальным репертуаром. <br><br>Пигмеи часто применяют музыкальные инструменты, так сказать, одноразового использования. Например, вышеупомянутые палочки. Европейцев завораживает и идея водяных барабанов: надо просто хлопать ладонями по поверхности воды. При некоторой ловкости можно выстукивать ритм. <br><br>Или ещё один такого же сорта инструмент, который на европейский манер несколько неуклюже называют земляной цитрой. В земле выкапывается яма глубиной в полметра. Сверху она закрывается куском коры. Две параллельные струны натягиваются над корой – концы струн прикреплены к земле, струны опираются на ряд палочек... получается своего рода мостик на опорах. Между опорами – разное расстояние, отсюда разная высота тона. Играют на этой конструкции, просто стуча палочками по струнам. <br><br>Музыка пигмеев не имеет никакого отношения к тому, что происходит в так называемом «цивилизованном мире». И то обстоятельство, что само слово «песни пигмеев» вызывает у разумных двуногих лишь наивные ухмылки, пожалуй, радует. Здесь видится милый парадокс – пигмеи воспринимаются как существа убогие, ущербные и лишённые чего-то самого главного... Так ли это? Не умирает ли на самом деле западная музыкальная традиция со всеми симфоническими оркестрами, гигантами звукозаписи, стадионными концертами и звёздами? <br><br>Способна ли западная музыка восстановить гармонию между жизнью и смертью, между людьми и природой? <br><br>Макс Климов, Кузбасс FM <br><br>Источник: Белые облака