Медными называются духовые инструменты, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Без применения механизма вентилей или такие инструменты способны издавать лишь небольшое количество звуков натурального звукоряда. С изобретением этого механизма (1830-е годы) медным инструментам стал доступен хроматический звукоряд, и они стали полноценными инструментами классической музыки. На тромбоне для получения хроматических звуков применяется особая выдвижная трубка — кулиса. Как правило, эти инструменты изготавливаются из металла (латуни, меди, реже серебра), хотя некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.
Деревянными называются духовые инструменты, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.
В мире существует множество инструментов, которые незаслуженно забыты. Одним из таких инструментов являются кувиклы. Кто из нас сразу же может вспомнить, что это такое? Мало кто вообще отнесет это слово к разряду музыкальных инструментов. Однако это духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты.
Семейство флейты довольно многочисленное по своим разновидностям. Флейта — это общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка.
Кувиклы – это разновидность флейты Пана. Флейта Пана — это многоствольчатая флейта, состоящая из нескольких бамбуковых, тростниковых, костяных или металлических пустотелых трубок ступенчато уменьшающейся длины, закрытых снизу. Верхние, открытые, концы располагаются в один ряд. Трубки бывают длиной до ста двадцати сантиметров. На больших панфлейтах, а также двухрядных, играют вдвоём. Разновидностью панфлейты является не только русский вариант – кувиклы, - но и боливийская сампонья, молдавский най, грузинская ларчеми; литовская скудучай; чипсан и полянъяс народа коми.
У русских первым обратил внимание на флейту Пана Гасри, давший весьма неточное её описание под названием свирель или свирелка. О кувиклах писал Дмитрюков в журнале «Московский телеграф» в 1831 году. На протяжении девятнадцатого века в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кувиклах, особенно на территории Курской губернии.
Кувиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.
Инструмент обычно составлен из трех-пяти трубок одинакового диаметра, но разной длины - от ста до ста шестидесяти миллиметров. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе сыгрывания обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.
Звук кувиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами - дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кувиклах играют в основном женщины, ансамбль кувикальниц состоит из трех-четырех исполнительниц, одна-две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой». Играют на кувиклах женщины, и преимущественно ансамблем. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.
Играющие на «паре» должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуар ансамблей ограничивается обычно плясовыми наигрышами. При игре кто-то время от времени поёт, или чаще приговаривает текст.